Щит Абрамовича
Современные автомобильные тоннели, пробитые закрытым способом, москвичам не в диковинку. Первый из них был проложен под Яузой и Лефортовским парком, второй, открывшийся в начале этого года, под Серебряноборским лесничеством. Своим появлением оба эти сооружения обязаны уникальному механизированному тоннелепроходческому комплексу (МТПК), или, проще говоря, щиту диаметром 14,2 м, закупленному в 2003 году у немецкой фирмы Herrenkneсht. Как стало известно, в ближайшей перспективе у «Елизаветы» (такое имя дали этому МТПК) появится «восприемница» – еще более мощный щит диаметром 19 метров.
Щиты-чемпионы
Проектированием и изготовлением 19-метрового щита займется все та же немецкая фирма Herrenkneсht – наряду с другой немецкой фирмой Wirth и канадской Lovat – лидерами в производстве подобного оборудования. Функции заказчика и инвестора взяла на себя московская компания «Инфраструктура», имеющая непосредственное отношение к бизнесу Романа Абрамовича.
По сообщению ЗАО «Инфраструктура», новый МТПК будет самым большим не только в России, но и в мире. Пока пальма первенства принадлежит аналогичному механизму диаметром 15,43 м, с помощью которого прокладывается автострада под рекой Янцзы в Шанхае. Чуть меньшие габариты (15,2 м в сечении) имеет щит, «прописанный» в Испании: он применялся при строительстве тоннельных сооружений в Мадриде. Не так давно МТПК диаметром 18 м намеревались заказать американцы. Предполагалось, что он будет использоваться в Нью-Йорке при подготовке города к Олимпиаде, однако конкурс на ее проведение США проиграли и необходимость в щитегиганте, стоящем огромных денег, отпала сама собой. О том, во сколько обойдется покупка «Елизаветы»-второй, стороны, подписавшие контракт, умалчивают, ограничившись заявлением, что финансирование ее производства будет происходить исключительно за счет частных инвестиций. Однако, по экспертным оценкам, речь идет о сумме порядка 100 миллионов евро. Как полагают в «Инфраструктуре», полный цикл изготовления щита, включая проектирование, конструкторские разработки и производство, займет у Herrenkneсht около двух лет.
Гиперболоид инженера Брюнеля
Как выглядит современный проходческий щит, представляютсебе далеко не все. Сегодня это подвижная сборная металлоконструкция, круглая в сечении, свыше сотни метров в длину и несколько тонн весом. А начиналась история с примитивного механизма, созданного в 1825 году инженером Марком Брюнелем для прокладки тоннеля под Темзой. Главной задачей этого устройства была защита проходчиков от обрушения породы на участке между забоем и местом, где тоннель уже имел готовую обделку, – отсюда и пошло название «щит». Огромным шагом вперед стала механизация щитов, то есть создание собственно проходческих комплексов, где все операции выполняются с помощью пульта управления. На сегодняшний день самыми совершенными считаются МТПК, в которых разработанная порода откачивается из герметичной предзабойной камеры с помощью поданного под давлением бетонитового раствора, – они позволяют избегать просадок вышележащих грунтов. Именно к таким комплексам относится «Елизавета», строившая тоннели в Лефортове и на Звенигородском проспекте. По данным «Метрогипротранса», осадка грунта в районе сооружения на Звенигородском не превысила 15 мм.
Плюс одна полоса
19-метровый тоннелепроходческий щит будет широко востребован в проектах дорожнотранспортного строительства различных регионов России, уверены специалисты компании «Инфраструктура». Такое оборудование можно с успехом применять везде, где имеются объективные препятствия для возведения магистралей традиционным наземным способом, как, например, в регионе строительства будущих олимпийских объектов города Сочи. Для нового щита найдется работа и в Москве, например, при возведении ЧТК, где путь магистрали преграждают сразу четыре природных комплекса – Коломенское, Лосиный Остров, Покровское-Стрешнево и Филевский парк. Сохранить их в неприкосновенности позволит только щитовая прокладка тоннелей. Пробить их под силу и «Елизавете» (о планах использовать ее на данных участках говорилось неоднократно), однако новый комплекс имеет явное преимущество: благодаря своему 19-метровому сечению он способен прокладывать уже не трехполосные, а четырехполосные тоннели, что, естественно, повышает пропускную способность сооружений. Незаменим он и при строительстве путепроводов совмещенного типа, где в верхнем уровне располагается автотрасса, а в нижнем – метрополитен. Кроме того, 19-метровый МТПК может применяться на магистралях, требующих строительства тоннелей с тремя полосами движения и обязательным резервным пространством для обустройства систем вентиляции, дымоудаления и других объектов безопасности.
За море и обратно…
По данным «Инфраструктуры», скорость проходки проектируемого гиганта составит порядка 250–300 м в месяц. Некоторые западные СМИ, связав последнее приобретение Абрамовича с его чукотским губернаторством, уже подсчитали, что на строительство тоннеля под Беринговым проливом понадобится 15–20 лет. Кроме того, идея возведения тоннеля Уэлен (Чукотка) – Ном (Аляска) в составе трансконтинентальной трассы, которая свяжет США и РФ, в свое время высказывалась и некоторыми российскими чиновниками. Руководству «Инфраструктуры» о реализации этих планов в обозримом будущем, впрочем, ничего не известно. Неясно пока, и как назовут суперщит: по существующей традициивсем проходческим комплексам, которые работают в России, обязательно дают женские имена. Правда, для этого случая можно было бы сделать исключение, и ввиду особого участия олигарха в покупке щита назвать его, скажем, «Ромой».