Итог копеечной аварии

ИТОГ КОПЕЕЧНОЙ АВАРИИ

У меня зазвонил телефон… Большинство дел начинается именно так. Вот и в этот номер я готовил материал на совершенно другую тему, когда раздался звонок.

– Здравствуйте, – начал взволнованный мужской голос. – Я тут в аварию попал вчера… Повреждения были небольшие, и мы с другим водителем нарисовали схему, подписались, ведь Правила это разрешают. Поехали в ГАИ, чтобы заверить документ для страховой компании, а нас там «послали». Говорят, надо было на место происшествия ДПС вызывать. Кто же прав?

Итак, обратимся к действующим документам. Правила дорожного движения позволяют, действительно, не вызывать ГАИ (см. Нашу справку), если в аварии нет пострадавших. Разрешено это и пунктом 39 Правил страхования, утвержденных постановлением правительства № 263 от 7.05.2003 г. Строго говоря, правила даже не обязывают делать это немедленно, можно обратиться в ГАИ и на следующий день. Так в чем же проблема?

Вот мы и решили проверить, как на самом деле работают эти пункты. Естественно, целей нажиться не преследовали – интересовала только реакция служителей закона.

В ПОИСКАХ АВТОГРАФА

Выбрали для этого эксперимента два новых автомобиля, которые по «легенде» слегка задели друг друга, в результате чего у одного всего лишь сломалось зеркало.

Первое, что сделали, как и велит закон, – старательно нарисовали схему ДТП. Подписались под ней и… покинули место ДТП в строгом соответствии с Правилами.

Инспекторов ГИБДД долго искать не пришлось. В праздничный день машины ДПС стояли чуть ли не на каждом перекрестке. Сначала мы обратились к экипажу, дежурившему на Цветном бульваре. Капитан милиции долго пытался понять, чего же от него хотят.

– Здесь недалеко, в Селиверстовом переулке, мелкое ДТП было. Жертв нет, повреждения минимальные. Мы все зарисовали, подписали, хотим оформить…

– Понятно. А сюда чего приехали? Вот вам номер телефона, возвращайтесь назад и вызывайте инспекторов.

– Так ведь по Правилам можно и не вызывать…

– Я же вам все объяснил! Вот вам номер телефона, звоните и вызывайте!

Диалог напоминал беседу слепого с глухим. Капитану он и вовсе казался бессмысленным: «Слушайте, не морочьте мне голову, и без вас дел хватает», – в конце концов заявил он. Да мы и сами готовы были «отстать», только попытались напоследок узнать, где находится ближайшее отделение милиции (напомню, ПДД разрешают заверить документ и там). Капитан голосом уставшего лектора еще раз объяснил, что мы «дурью мучаемся», а милиция нашими проблемами заниматься не будет. На том и расстались.

Следующий визит – в ближайшее подразделение ДПС ГИБДД, на Трифоновской улице. По переговорному устройству быстро изложили причину беспокойства.

– Мы схему нарисовали! Оформить хотим! Здесь, на соседней улице зацепились зеркалами, и, чтобы пробку не создавать, сами к вам приехали. И в правилах написано – на ближайшем посту…

– Так это не пост!

– А где есть пост, подскажите, мы туда поедем.

– Вроде, под Рижской эстакадой…

Отправляемся туда. Поста под мостом не оказалось, зато там дежурили два молоденьких сержанта-гаишника. Заученно изложили причину обращения, привычно ожидая, что нас пошлют куда подальше. Но… инспекторы, ничуть не удивляясь, начали придирчиво изучать повреждения и расспрашивать о подробностях аварии. Предупредили, что вынуждены будут составить на одного из водителей протокол, а для оформления схемы со всеми замерами собрались съездить с нами на место. Но тут по рации поступило сообщение о ДТП возле станции метро «Алексеевская». «Мужики, вы подождите нас, а мы по-быстрому сгоняем туда, все оформим и потом вашим делом займемся», – предложил один из сержантов. Словом, все вернулось на круги своя, и нам ничего не оставалось, как извиниться перед гаишниками: спасибо, мол, не беспокойтесь, сами разберемся.

Но все-таки хоть где-нибудь в Москве инспекторы работают строго по ПДД? В поисках ответа мы отправились на стационарный пост ДПС № 113, на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД. Ого, да тут просто в глазах рябит! И старших офицеров полно – начальство разберется что к чему и документы нам оформят быстро.

В очередной раз излагаем просьбу – теперь уже подполковнику ГАИ. Но в ответ он немедленно заявил… что мы все пьяны (!), раз уехали с места ДТП, и нас немедленно задержат, да еще и водительские удостоверения отберут. Выдав такую тираду, подполковник потерял к нам интерес и куда-то ушел. Мы попытались обратиться с нашей просьбой еще к нескольким офицерам, все вежливо просили не мешать: «не видите что ли, проверка у нас». В общем, и отсюда мы уехали ни с чем. Для очистки совести заехали еще в отделение милиции. Как и ожидали, оттуда нас препроводили в окружной отдел ГИБДД: «поймите же, это не наше дело!».

КАК ГАИ ПРОБКИ СОЗДАЕТ

Одной из основных причин возникновения заторов, как знает любой автолюбитель, являются дорожно-транспортные происшествия. Раньше, если авария мелкая, в большинстве случаев водители сами решали вопрос на месте и разъезжались восвояси. Сейчас из-за каждой мелочи водители стоят и исправно ждут ГАИ. А как еще быть, когда все застрахованы? В результате перекрываются полосы движения, а то и целые улицы.

По нашей информации, ГАИ такая ситуация тоже не нравится. Недавно ГУ ГИБДД даже обратилось в правительство с инициативой внести изменения в Правила страхования гражданской ответственности. «Мы считаем, что необходимо выработать цивилизованные нормы по оформлению ДТП», – заявил начальник Главного управления генерал-майор В. Кирьянов. Он предложил делегировать страховщикам право определять степень вины при разборе страхового случая. А если участники аварии считают повреждения незначительными и пришли к взаимному согласию относительно степени вины, достаточно их заявления в адрес страховщика.

Идея, бесспорно, хорошая. Но ведь похожий порядок уже предусмотрен в действующих Правилах дорожного движения и закреплен в Правилах страхования! Честно говоря, в ходе расследования у нас создалось впечатление, что инспекторы просто не знают о существовании иного порядка оформления ДТП. Один из старших офицеров на посту ДПС, например, совершенно серьезно разъяснял нам, что… это положение действует только для сельской местности!

Словом, можно до хрипоты спорить о причинах возникновения в наших городах пробок, можно разрабатывать многочисленные очень хорошие законопроекты, чтобы их ликвидировать. А можно всего лишь внимательно прочитать существующие законы и правила и постараться их выполнять. Может, тогда наша жизнь станет проще?

НАША СПРАВКА

Пункт 2.6 ПДД гласит: «Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия».

Подпишитесь на «За рулем» в