Нюхачи

НЮХАЧИ

В журнале «Рейс» № 5 за прошлый год в статье «Станционный строитель» мы рассказали о том, как открыть фирменную станцию технического обслуживания, озвучили предъявляемые к ней требования, определили количество постов и лишь вскользь затронули вопросы выбора оборудования для оснащения постов. Дело в том, что тема подбора оборудования и инструмента для того или иного участка весьма объемна и требует подготовки отдельных материалов. Что мы, собственно говоря, и делали. Так, наше СТО уже практически укомплектовано всем необходимым для мойки подвижного состава и монтажа колес. Сегодня речь пойдет о диагностике мотора по химическому составу его выхлопа. Для этих целей служат газоанализаторы и дымомеры.

Отметим, что газоанализаторы применяются для диагностики бензиновых моторов. Ими до сих пор комплектуют «Газель», ЗиЛ, ГАЗ, ПАЗ, а также малочисленные модификации малотоннажников Ford, Volkswagen и Mercedes-Benz. Газоанализаторы будут необходимы также при настройке и диагностике систем питания двигателей, использующих в качестве топлива сжатый (метан) и сжиженный (пропан-бутан) газ. Поэтому если на вашей СТО есть участок по переоборудованию автомобилей на питание газом, хороший газоанализатор придется кстати.

Дымомерами измеряют дымность выхлопа дизелей. Моторы с воспламенением от сжатия практически вытеснили бензиновых собратьев из-под капотов коммерческих автомобилей, однако дымомеры, как это ни парадоксально, в отличие от газоанализаторов, спросом у перевозчиков не пользуются. С одной стороны, понятно – если из трубы валит дым, то и диагностировать тут нечего – мотор требует ремонта. С другой стороны, как определить, соответствует ли по параметрам дымности автомобиль, оснащенный дизелем, соответствующим стандартам Евро-4 и Евро-5. Спору нет, современных, «чистых» грузовиков и автобусов в России пока очень мало. Большинство перевозчиков работает на старой импортной, в лучшем случае свежей российской или новой китайской технике. Но это только пока. Парк молодеет, а поскольку зарубежные автопроизводители сворачивают производство моторов, соответствующих устаревшим Евро-нормам, то российские перевозчики и работники сервисных станций очень скоро с ней столкнутся. А для диагностики современных машин дымомер будет уже необходим. Одним словом, при правильном подходе к делу и газоанализатор, и дымомер будут задействованы и приносить вам прибыль. Главное правильно подойти к выбору оборудования.

Кто, зачем и для чего?

Для диагностики бензинового мотора необходим четырехкомпонентный прибор, определяющий в выхлопе автомобильного двигателя концентрацию таких соединений как: CO, CH, NОx и О2. Двухкомпонентные приборы, измеряющие концентрацию только «хрестоматийных» CO и CH для диагностики современных силовых агрегатов, оснащаемых системами впрыска топлива и датчиками кислорода, не годятся. Применяемые при диагностике автомобилей отечественные и импортные газоанализаторы работают по принципу поглощения отработавшими газами инфракрасного излучения. Суть в следующем – молекулы газа представляют собой колебательную систему, способную поглощать инфракрасное излучение в строго определенном диапазоне длин волн. Так, молекулы СО поглощают излучение с длиной волны ~ 4,5 мкм., а молекулы СН ~ 3,4 мкм. Для «вырезания» нужной области спектра излучения применяются узкополосные интерференционные оптические фильтры. Для измерения степени поглощения газом излучения используется приемник. Оптическая схема газоанализатора состоит из: излучателя, интерференционного фильтра, измерительной кюветы, заполненной анализируемым газом и детектора. Все современные газоанализаторы имеют микропроцессор, который обеспечивает корректную работу прибора в различных условиях эксплуатации. Мало того, он же «готовит» прибор к работе. Например, электроника предлагает оператору временно заглушить отверстие заборного зонда (сообщение выводится на жидкокристаллический дисплей), в это время микропроцессор включает насос, создающий разряжение во всасывающем тракте. По величине нарастания давления оценивается герметичность системы пробоотбора. Микропроцессор тестирует пробоотборную линию и на предмет засорения фильтров. После прогрева прибора электронный мозг производит корректировку «нуля». Необходимую для этого информацию микропроцессор получает от встроенных в прибор сенсорных датчиков. Помимо измерения концентрации того или иного компонента газоанализаторы могут измерять обороты вращения коленчатого вала, а для удобства работы мастекра-диагноста – выносной пульт управления. Дымомеры также работают на принципе поглощения света пропускаемым через них газом. Для этого они имеют согласованные между собой излучатель и приемник.

МИХАИЛ ФАДЕЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в