Зачем он нужен, этот брокер
Слово «брокер» – англоязычное. Произошло оно от глагола «to break» – «ломать». В классическом переводе брокер – это комиссионер, торговец подержанными вещами, оценщик. Однако в современной экономической жизни термин «брокер» чаще ассоциируется с более привлекательными вещами. Во всяком случае, у нас оно появилось в 90-х годах в числе других модных профессий и продолжает удерживать за собой интригующий и, в целом, позитивный смысл.
Суть работы брокера на первый взгляд проста: он всего лишь покупает и продает. В интересах своего клиента он стремится к максимальной выгоде: покупать как можно дешевле и продавать как можно дороже. При всей, казалось бы, элементарной математике, точку «правильного входа», например, на рынке ценных бумаг, можно ждать очень долго, внимательно изучая тенденции, новостной фон и перспективы доходности той или иной акции. За это брокер и получает от клиента свое комиссионное вознаграждение: за знание рынка, многодневный глубокий анализ и профессиональное чутье, которые и позволяют выбрать наилучшую комбинацию вариантов.
Пример из фондового рынка приведен потому, что именно здесь статус брокера является наиболее устойчивым – в первую очередь, благодаря государственному регулированию. Обычный гражданин или компания не могут участвовать в торгах, покупать и продавать акции без участия профессионального брокера. Только специальные брокерские компании, которые имеют в своем штате соответствующих специалистов, могут участвовать в биржевой торговле. За этим строго следит Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Получить лицензию ФКЦБ не просто, и ради того, чтобы стать профессиональным брокером, приходится приложить немало усилий и физических, и интеллектуальных. Четкие правила и жесткий контроль препятствуют проникновению в эту сферу людей неграмотных или безответственных.
Другим сферам повезло меньше. В частности, для кредитных и лизинговых брокеров четких правил, какого-либо отбора и тем более лицензирования – не существует. Поэтому любой желающий, в принципе, может взяться за дело. Чаще всего кредитными и лизинговыми брокерами становятся бывшие сотрудники банков или лизинговых компаний, которые по тем или иным причинам «не ужились» внутри финансовой системы, а решили отправиться в свободное плавание. Коммерсанты по духу и финансисты по опыту – они используют свое знание принципов кредитования для создания так называемых «кредитных магазинов», в которых в качестве товара декларируются различные программы кредитования и лизинга.
Принцип «купи-продай» широко распространен в самых разных сферах бизнеса. АЗС оптом покупает на нефтебазе бензин, и затем продает его по розничным ценам. По такому же принципу работают продуктовые базы и магазины, региональные склады и розничные продавцы автомобилей и многие другие торговые цепочки, где присутствуют принципы опта и розницы. И ничего зазорного в этом нет. Но деятельность кредитных и лизинговых брокеров под эти принципы не подходит. Ведь магазин или АЗС принимают на себя определенную ответственность – перед покупателями за качество товара; перед оптовыми поставщиками за сроки распродажи товара, взятого на комиссию; перед надзорными органами за санитарные, экологические, противопожарные и иные условия обслуживания. Существует ли у кредитного или лизингового брокера ответственность за что-либо подобное? – Очевидно, что нет. Может быть, кредитные и лизинговые брокеры берут на себя какую-то другую ответственность, более соответствующую их профилю деятельности?.. Проанализируем.
Кредитные или лизинговые брокеры предпочитают не брать на себя ответственность перед банком или лизинговой компанией за платежеспособность привлеченного клиента. Логика проста: «я привел вам клиента, а будет он платить, или нет
ПАВЕЛ КОКАРЕВ
НИНА СЕЛЕЗНЕВА руководитель Управления лизинговых операций «Локат Лизинг Руссия»
– я за него отвечать не могу…» Но основная задача банков и лизинговых компаний вовсе не в том, чтобы раздать деньги. Как раз наоборот: основная их задача – деньги собрать через определенный период после их выдачи. И только этот финальный момент является истинным мерилом успешности работы любой кредитной организации. Брокеры же с удовольствием участвуют в первом акте кредитного спектакля, самоустраняясь из последнего.
Банк или лизинговая компания могут отказать клиенту в финансировании, если они сомневаются в его возможностях расплатиться по взятым обязательствам. Отказ зачастую воспринимается с обидой – ведь человек строил планы, хотел как-то прокрутить полученные деньги и извлечь из этого выгоду и конечно (а как может быть иначе!) расплатился бы на все 100%! Но жизнь, к сожалению, учит другому. Далеко не все заемщики и лизингополучатели адекватно оценивают свои возможности, и далеко не каждому из них по силам в срок выполнить свои кредитные обязательства. А невыполнение – это штрафы, дополнительные проценты, суды и даже уголовные дела. И если финансисты при оценке потенциального кредитного риска ошибутся, то неприятности будут и у одной, и у другой стороны. Поэтому определенная осторожность, или, как любят говорить банкиры, – консервативность в этом вопросе полезна. Она спасла и спасает не только многие миллионы кредитных средств от невозврата, но и многих безответственных автоперевозчиков, которые готовы кредитоваться «на авось», слабо представляя себе печальные последствия недостаточно обоснованных действий. Ошибаться на чужие деньги – это равносильно воровству. На свои – пожалуйста, в конце концов, сам будешь виноват. Но на чужие – нельзя. Тот факт, что кредитные средства достаются только самым надежным, настойчивым и подготовленным – это правильно, и по-другому быть не должно.