Автомобиль не роскошь, роскошь - гараж
Несколько лет назад в решении проблемы хранения автомобилей, казалось, наметились серьезные подвижки. Московские власти объявили о старте городской целевой программы «Народный гараж», в ходе реализации которой автолюбители должны были обзавестись местами в многоуровневых паркингах по цене существенно ниже рыночной. Естественно, многие из них воспрянули духом, но эйфория длилась недолго. На сегодняшний день совершенно очевидно, что заманчивый социальный проект благополучно провален.
Начало
Впервые о «Народном гараже», в просторечии «наргаре», москвичи услышали еще в 2003 году. Власти пообещали, что в самом ближайшем будущем автомобилисты получат машиноместа, стоимость которых не превысит 2000 долларов. По первоначальному замыслу чиновников строительство должно было вестись примерно по той же схеме, что и в случае приснопамятных ГСК советских времен. Желающим участвовать в программе предлагалось создавать инициативные группы, подыскивать подходящие участки, нанимать подрядчиков и в складчину возводить гараж. По сравнению с инвесторами аналогичных коммерческих объектов они получали ряд льгот: их освобождали от выкупа аренды земли, саму арендную плату планировалось взимать по более низким ставкам, а затраты на прокладку магистральных коммуникаций компенсировать из городского бюджета. Предполагалось, что удешевлению «народных» будет способствовать и использование территорий, малопривлекательных для деловой и жилой застройки, а потому имеющих сравнительно низкую стоимость.
Фальстарт
13 июля 2004 года вышло первое постановление правительства Москвы № 487-ПП «О строительстве многоэтажных гаражей-стоянок по программе «Народный гараж». Летом 2005 года открылась «горячая линия», позвонив на которую все заинтересованные лица могли получить детальную информацию о проекте. Через полгода после этого знаменательного события было выпущено еще одно постановление – «О мерах по реализации программы «Народный гараж», в котором говорилось, что префектурами проведена соответствующая проработка 180 земельных участков. Чиновники самого высокого ранга победно рапортовали: только в ближайшую пару лет «народные» обеспечат городу 330 тысяч машиномест или 6,7 миллиона квадратных метров площадей. Материализовываться декларированные метры, тем не менее, не спешили – ни в миллионах, ни в тысячах, ни даже в десятках. Автомобилисты явно оказались не готовы взять на себя хлопоты по самостоятельной организации строительства паркингов, результаты которого легко могли обернуться тем же самым, что и печально известное строительство жилья с участием дольщиков. К началу 2006 года стало ясно: проект не идет. Чтобы исправить положение, наверху спешно взялись за его корректировку.
Виртуальная реальность
В июле того же, 2006 года первый заместитель руководителя департамента градостроительства Константин Королевский заявил, что отныне желающие обзавестись местом в «народных» будут заключать договор долевого участия с ГУП «Управление гаражного строительства», которое гарантирует их от любых неожиданностей. В отличие от ранее существовавшей схемы они освобождались от необходимости искать и нанимать исполнителей, а первый взнос должны были вносить только на этапе возведения паркинга. Департамент также сообщал, что под «народные» выделено порядка 100 земельных участков, на 43 из них уже есть акты разрешенного использования. Более того, ведомство представило список конкретных адресов, где в четвертом квартале 2006 года намечалось долгожданное строительство. Обновили замолчавший было телефон «горячей линии» «Народного гаража». Одновременно «обновилась» и предполагаемая стоимость машиноместа. Ничем не огороженная площадка в самом незатейливом наземном паркинге оценивалась в 5 тысяч долларов; апартаменты в подземных сооружениях на территории ЦАО, где за отсутствием свободного пространства ничего другого, дешевле, собственно, и не построишь, – уже в 17–20 тысяч долларов. В СМИ, со слов чиновников, снова замелькали полные оптимизма сообщения. «Первые гаражи-стоянки по программе «Народный гараж» могут появиться уже в будущем году»… «До конца этого года по программе «Народный гараж» начнется строительство на 14 площадках»… «Первый «народный гараж» будет построен на Абрамцевской улице»… Но, увы, в указанные сроки снова ничего не появилось и не началось: виртуальная реальность просто реальностью так и не стала.
Итоги
Итак, планы властей по массовому строительству паркингов с привлечением средств горожан провалились. Вместо десятков тысяч машиномест громогласно распиаренный проект за все время своего существования с грехом пополам разродился 56 местами в двухуровневом гараже из быстровозводимых конструкций, наконец-таки сооруженном на улице Севанской в минувшем январе.
На одном из заседаний правительства в начале текущего года программе был устроен разбор полетов. В качестве основной причины ее пробуксовки называлось протестное движение жителей, не имеющих авто, которые не заинтересованы в появлении гаражей на своих придомовых территориях. По свидетельству все того же г-на Королевского, именно из-за этого от строительства пришлось отказаться по 20 ранее намеченным адресам. Однако, как мы помним, озвучено этих адресов было в несколько раз больше. Спрашивается, кто или что мешает строиться там? Если бы представители столичного стройкомплекса не занимались самообманом, то давно бы осознали, что дело вовсе не в строптивых пенсионерах и домохозяйках. И хотя бы для приличия переименовали программу. Ведь народный гараж предполагает и народную цену, а она, по мнению представителей автомобильной общественности, ну никак не может равняться 7–8 тысячам долларов за машиноместо – именно таковы были ставки в максимально экономичном варианте «наргара» на Севанской (не трудно подсчитать, что только за последние два года они успели подрасти на 40%). Конечно, 7 тысяч – цифра далеко не самая заоблачная. Это, например, значительно меньше стоимости новой иномарки среднего класса. С одной стороны, если судить по их количеству на улицах, может сложиться впечатление, что лишние деньги у людей есть. Но, с другой стороны, это впечатление зачастую обманчиво, ведь огромное число этих автомобилей сегодня покупается в кредит и их счастливые обладатели годами выплачивают кабальные проценты. Понятно, что в такой ситуации большинству из них подобные расходы на гараж просто не по карману. Кроме того, в Москвепопрежнему много владельцев старых машин, чьи доходы вообще не предполагают сколько-нибудь заметных трат на хранение авто. Между тем, начиная кампанию по сносу тентов, отцы города обещали, что взамен хозяева получат нечто сопоставимое по цене. В итоге же стоимость места в «народных» оказалась как минимум в пять раз выше стоимости «ракушки».
Перспективы
В идеале инициаторам и кураторам проекта надо признать, что одна из главных причин, по которой он терпит фиаско – элементарная непопулярность среди автомобилистов. Но делать хорошую мину при плохой игре, видимо, проще. Поэтому наверху от идеи «Народного гаража» во всеуслышание отказываться не спешат. Ее лишь спустили на тормозах, как бы забыв о былых амбициозных планах.
Если воспользоваться официальными данными, в нынешнем году по программе намечено возведение еще трех объектов, которые в сумме дадут «целых» 374 машиноместа. Кстати, только себестоимость «квартирки» в одном из них, подземном паркинге на улице Покровке, ЦАО, по оценкам специалистов, составит около 40 тысяч долларов, а какова будет рыночная цена – большой вопрос. Интересно, какой «народ» способен поднять такую сумму?
По информации ГЗР, помимо этого в ближайшей перспективе предполагается реализация программы еще на шести участках. Здесь строительство будет вестись по упомянутой «быстровозводимой» технологии, приблизительно при той же стоимости машиномест, суммарный объем которых, видимо, вряд ли превысит 600. Получается, что всего в обозримом будущем «Народный» способен обеспечить «крышу» приблизительно 1000 автомобилей. Конечно, если даже эти скромные расчеты опять не окажутся виртуальными. Это, наверное, лучше, чем ничего, но в условиях Москвы с ее тотальным дефицитом гаражей – капля в море. Тем более за столько лет.