ОСАГО: поправки в цене

ОСАГО: поправки в цене

Слухи, слухи, слухи… Вы не обращаете на них внимания? Зря. Дыма без огня не бывает. Вот стал народ говорить о том, что полис обязательного страхования автогражданки подорожает – и пожалуйста, вот-вот все сбудется. Страхнадзор уже готовится к пересчету тарифов по ОСАГО. И подход к делу такой серьезный – не просто вам коэффициент инфляции применят, а проведут настоящее научноприкладное экономическое исследование под названием «Анализ страховых тарифов по ОСАГО с учетом законодательных изменений». Федеральная служба страхового надзора бюджетные деньги разбазаривать не собирается – объявлен конкурс, победитель которого и заключит государственный контракт на проведение такого многофакторного анализа.

А чтобы все эти факторы учесть, чиновники запросили у страховщиков подробную статистическую отчетность по ОСАГО за последние три года. Данные представят сильные компании, контролирующие 80% рынка. На их основании проведут анализ соответствия тарифов по ОСАГО текущей ситуации, а к осени Росстрахнадзор подготовит предложения по достаточности (красиво звучит) тарифов.

Догадываетесь, какой будет эта отчетность? Вывод сделать несложно, если посмотреть итоги работы страховщиков за I квартал 2008 года.

Так, например, «Росгосстрах» сообщил, что у него в семи регионах России уровень выплат по ОСАГО составил 100% и более, убыточность по ОСАГО превысила нормативный уровень в 77% в 50 субъектах страны. А в целом у 17 страховщиков коэффициент выплат составил от 80 до 90%, у 11 – от 90 до 100%, у 12 – более 100%.

Кошмар! Бедолаги, в какой убыточный бизнес вляпались… Региональные страховщики снова в один голос зарыдали: если тариф в ближайшее время не будет увеличен, многим придется покинуть рынок обязательного автострахования. Напомним, в середине марта некоторые компании уже действительно стали его покидать.

Тарифы надо срочно поднимать. И чем срочнее, чем выше – тем лучше! Нет, ну правда, ведь закон действует уже почти пять лет. За это время российский автопарк разросся страшно. Автокредит не берут только бомжи (впрочем, и в этом нельзя быть стопроцентно уверенным), а среди заемщиков – огромное число водил с нулевым стажем. Возросла и плотностьдвижения транспорта, а следовательно, выросла и аварийность. За это время базовый тариф ни разу не менялся (вносились лишь изменения в коэффициенты). Цены на энергоносители и запчасти выросли, увеличилась стоимость нормочаса, реальные цены на ремонт автомобилей выросли примерно в 2,5 раза. В результате выросли и выплаты по ОСАГО.

А теперь ведь еще увеличился и размер выплат по ущербу здоровью – таковы поправки законодателей. И если до принятия изменений в Закон об ОСАГО, которые вступили в действие с 1 марта, страховщики предлагали увеличить тариф на 22%, то теперь речь может идти об увеличении на 50%. И это только база для накруток. Так, тариф для служб такси, по мнению РСА, должен увеличиться как минимум в 2,4 раза (с 2965 до 7049 рублей), для 20-местных автобусов – почти вдвое (с 1620 до 3154 рублей), для автобусов с числом сидячих мест более 20 – в 1,8 раза (с 2025 до 3565 рублей), для троллейбусов – более чем в 3 раза (с 1620 до 4964 рублей). Инициатива вызвала естественное недовольство представителей транспортных компаний. Принятие новых тарифов может привести к акциям протеста среди перевозчиков. Да и не только среди них, ведь рост транспортных расходов тут же скажется на ценах продуктов питания и всего остального…

Но вернемся к тарифам. Союз автостраховщиков предлагает также поднять региональный коэффициент, который применяется к базовому в селах и городах России (сейчас его величина 0,5), приблизительно так: в 1,16 раза – в Приволжском федеральном округе, в 1,35 раза – в Уральском, в 1,29 – в Северо-Западном, в 1,27 – в Дальневосточном, в 1,24 – в Центральном, в 1,09 – в Южном, в 1,06 – в Сибирском. А что – все правильно, плотность автомобилей в Екатеринбурге сейчас выше, чем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, вот и коэффициент должен быть выше…

Но ведь и этого мало. Свежая идея: в разы поднять штрафы за нарушение ПДД, приведшее к ДТП. По словам страховщиков, только в этом случае можно будет оградить СК от мошенников, устраивающих ДТП с малыми повреждениями, которые неминуемо начнутся с 1 июля 2008 года.

В этот волшебный день, как вы помните, вступят в силу дополнительные изменения в Закон об ОСАГО, в частности положения о прямом урегулировании убытков (это когда пострадавший в аварии будет обращаться за возмещением в свою страховую компанию).

Товарищи из страховых компаний надеялись, что все само рассосется, вступление поправок отложат на полгода-год из-за отсутствия необходимой законодательной базы. А тут на днях Минфин собрал два пакета документов, необходимых для запуска прямого урегулирования и регулирования работы обществ взаимного страхования (ОВС). Кстати, закон «О взаимном страховании» принимался Госдумой в первом чтении еще в 2003 году. Но, видимо, наши страховщики не были к нему готовы, а потому президент подписал его только в конце 2007 года.

Итак, по прямому урегулированию финансисты подготовили требования к «Соглашению о прямом урегулировании», которое будут подписывать все страховщики, работающие на рынке ОСАГО. Сам текст соглашения еще будет утверждаться на президиуме РСА. Кроме того, Минфин определил порядок расчетов между страховщиками, а также то, что сами расчеты все-таки будут приравнены к обычным выплатам страхового возмещения и не станут облагаться дополнительными налогами.

Определен и порядок формирования обществами страховых резервов: теперь СК будут обязаны формировать резерв незаработанной премии и резерв убытков. Остальные виды резервов, если таковые образуются, они смогут формировать по собственному желанию.

Ну что ж, похоже, ни нам, ни им не отвертеться… Мы будем покупать дорогие полисы, страховщики – действовать в рамках законов и соглашений.

Подпишитесь на «За рулем» в