Масляная кухня

Масляная кухня

Сегодня на рынке представлено так много моторных масел, что выбрать нужное для своего автомобиля непросто. Это и различные продукты массовой линейки, и масла для спорта, тюнинга, для любителей экстремальной езды и т.д.

На острие прогресса в автомобилестроении всегда находился спорт. Именно здесь испытываются новые конструкции и материалы, которые потом частично применяют в производстве «ширпотреба». Масла в том числе. Но свойства их настолько превышают общепринятые требования, что нет смысла прибегать к ним в повседневной жизни. Таким образом, новейшие моторные масла для автоспорта имеют огромный запас по свойствам, но применяться разработки будут настолько, насколько окажутся востребованы автомобилестроением. Именно производители автомобилей разрабатывают двигатели, трансмиссии и другие узлы, а «масленщики» лишь подстраиваются под них.

Какое масло выбрать

Как же не очень сведущему во всех хитрохимосплетениях автолюбителю выбрать оптимальный вариант?

Прежде всего нужно ориентироваться на требования завода-изготовителя. Для этого необходимо открыть инструкцию к своему автомобилю на разделе «Масла и смазки». Две главные характеристики масла – вязкость, обозначенная по классификации SAE, и качество, отраженное в классификациях API и ACEA. Эти обозначения есть на этикетке, и большинство известных производителей придерживаются данного стандарта.

Дальше уже следует делать выбор между «минералкой», «синтетикой» и «полусинтетикой». Если все три типа удовлетворяют требованиям автопроизводителя, то лучше остановиться на синтетическом масле. Его козыри – низкая температура застывания, стойкость к окислению, лучшие вязкостно-смазочные характеристики. «Синтетика» при высокой температуре остается более густой, а при низкой, наоборот, более жидкой, чем «минералка». Понятно, что чем меньше меняются свойства масла при работе, тем лучше для двигателя.

Такую же стабильность придать «минералке» сложно. Кроме того, минеральных масел, пригодных для использования при морозах ниже 20 градусов, нет. Тем не менее «минералку» до сих пор покупают. Она существенно дешевле, поэтому многие предпочитаютсэкономить: лето проездить на минеральном масле, а к зиме перейти на «синтетику».

Но не для всех машин «синтетика» лучше «минералки». Старые модели просто не были рассчитаны на использование синтезированных масел. Если залить суперпродукт в такой мотор, сразу начнутся течи через прокладки и сальники – они не выдерживают контакта с компонентами современной «синтетики».

При производстве минерального масла нефть многократно очищают, выделяя нужную фракцию. Чтобы улучшить свойства масла, в него добавляют различные присадки.

«Синтетика» же – это искусственно синтезированный продукт. На рынке можно увидеть синтетические масла разной ценовой категории. У кого-то 4-литровая канистра будет стоить 1200 рублей, у кого-то такой же объем оценивается в 1800 рублей. Все зависит от технологии производства. Самый распространенный способ получения «синтетики» – методом гидрокрекинга. Он дешевле, поэтому им занимаются фирмы, ориентированные на массовое производство масла по доступной цене. Но и качество его не особенно высоко. Дороже обходится получение «синтетики» из других материалов, например эстеров. Это сложные эфиры, выделяемые из различных растений и смешенные в определенных пропорциях.

Масла, полученные минеральным и синтетическим путем, можно различным образом смешивать для получения «полусинтетики». Собирается некий «компот», смесь базовых масел и пакетов присадок. Здесь каждый производитель выбирает свой путь. «Полусинтетика» сегодня на нашем рынке настолько размытое и неопределенное понятие, даже если в масло добавляется совсем немного синтетических компонентов, то оно уже подпадает под класс «полусинтетики». Нужно отметить, что эта группа продуктов по-прежнему самая популярная на рынке.

О качестве

Если мы говорим об именитых фирмах, то, как правило, заявленные характеристики соответствуют реальным. Проверкой масла занимаются международные центры стандартизации. На американском рынке маслу выдается классификация по системе API. Существует и европейская классификация ACEA, которую присваивает Ассоциация европейских автопроизводителей. Для того чтобы обозначить классификацию, масло необходимо предоставить на испытания и получить одобрение. Как правило, на канистрах, продаваемых в России, указываются оба показателя.

А теперь поговорим о контрафакте. Способов подделать масло масса. Самый распространенный – выдать дешевое минеральное масло за дорогостоящую «синтетику». По внешнему виду определить подмену практически невозможно. Куда опаснее, когда за качественное масло выдают банальное гидравлическое. То есть самое дешевое, которое, например, используется для привода ковша экскаватора. Такое масло может загубить двигатель.

Подстраховаться от подделки можно, покупая масло в проверенном техцентре или автомагазине. Из средств защиты показателем является лишь крышка, рассчитанная на одноразовое открытие. Если при открывании канистры она откручивается с усилием или без повреждения кольца, это тревожный знак.

Стоит ли переплачивать за бренд?

Чем более именит бренд, тем более сложные технологии он использует, и все это закладывается в стоимость масла, как и работа лучших специалистов-химиков, расходы на современные лаборатории. Компании-лидеры постоянно придумывают новые и усложняют уже имеющиеся технологии. А другие просто покупают лицензию, производят добротное масло, но здесь происходит то же, что и с обувью, – новая, но морально устаревшая и не очень удобная. Есть компании, которые пытаются следовать наработкам именитых фирм, но, не обладая всей информацией о компонентах и пропорциях, на выходе получают совсем не тот продукт.

Стоит ли переплачивать, решает каждый для себя, но опыт показывает, что наиболее качественные масла произведены наиболее дорогостоящим способом, что и заложено в цене.

Отдельный вопрос – масляные присадки. То есть добавляемые в синтетическую или минеральную основу компоненты, улучшающие характеристики. Сегодня существуют фирмы, которые занимаются изготовлением только присадок. Но они работают совместно с производителями масел, так как без сотрудничества понять, насколько эффективна та или иная присадка, очень сложно. Для этого нужны длительные испытания.

Есть компании, которые покупают лицензию только на присадки. Потом во всеуслышание заявляют, что используют те же присадки, что и именитые производители. А база, дескать, у нас одна. Продукт дешевле и, спрашивается, зачем платить больше? Они не обманывают, что приобрели присадки именно у этого производителя, но вопрос: что с ними делать дальше? Так, все знают, из каких ингредиентов должен состоять борщ, но из одних и тех же продуктов можно получить как вкусное блюдо, так и откровенную бурду.

Что предлагают

В России очень популярна схема, когда производитель масел предоставляет сервисам вместе с продуктом определенный комплекс услуг. Таким образом покупается долгосрочное партнерство. Это прежде всего маслозаправочное, маслосменное оборудование, которое позволяет удобнее и эффективнее работать с продуктом. Чем быстрее сервис заменит масло, тем ему выгоднее. Поэтому сервисные центры стараются навязать тот масляный бренд, с которым заключен контракт. Этим и довольствуется большинство автолюбителей. Но если человек хочет залить масло определенного бренда, никто не вправе ему помешать. Правда, часто при такой просьбе грозят отказать в гарантии. Можно проявить настойчивость: достаточно попросить залить конкретный продукт, при этом он должен полностью соответствовать требованиям автопроизводителя, и в случае отказа со стороны сотрудников сервиса попросить дать письменное заключение, что машина снимается с гарантии в силу того, что было использовано масло неподобающей фирмы. При этом необходимо приложить сертификат соответствия. Вряд ли в дилерском техцентре откажут в обслуживании – ведь это же упущенные деньги.

Сегодня на нашем рынке появилось много масел под брендами производителей автомобилей. Но необходимо учитывать, что они руководствуются в первую очередь своими интересами. Скажем лишь, что масло любой марки, имеющее допуск производителя вашего автомобиля, навредить ему вряд ли сможет. Но стоит иной раз заметно дешевле «оригинального».

«Синтетическое» будущее

Специалисты считают, что будущее за синтетическими маслами. Все активнее развивается такой параметр оценки масла, как допуск автопроизводителя. Возникает вопрос, полезно ли для болеедешевого автомобиля масло, рекомендованное, скажем, для Mercedes-Benz? Например, синтетический продукт 5W-40 конкурирующих брендов может стоить как 1500 рублей за 4 литра, так и все 2000. При идентичности спецификаций в одном есть допуск Mercedes-Benz, а в другом нет. Грамотный продавец объяснит, что конкретная разница будет ощутима только при эксплуатации автомобиля данной марки. В этом случае более дорогое масло можно использовать дольше, допустим, на протяжении 30 тыс. км пробега. Масло подешевле сгодится, например, на 10 тыс. км пробега. А для владельца «немерседеса» актуальной будет смена и того, и другого масла через 10 тыс. км. Но эксперт все равно порекомендует взять более дорогой продукт, потому что он качественнее и запас его прочности все равно выше. А ведь суть присутствия масла в двигателе – защита трущихся поверхностей. И чем лучше оно защищает двигатель, тем дольше он работает, а значит, от качества продукта зависит его долговечность.

Подпишитесь на «За рулем» в