Халява со скидкой ...или Казус с бонусон

Халява со скидкой...или Казус с бонусон

Алексей решил купить себе новый автомобиль. Выбор его пал на BMW 320Ci. Это купе – не самая новая модель в линейке BMW, но все еще пользуется популярностью у покупателей. Изучив рынок, Алексей остановился на салоне официального дилера BMW «БалтАвтоТрейд-М».

В этом автосалоне менеджер по продажам рассказала нашему герою, что он попадает под спецпредложение по кредитной программе от «Райффайзенбанка». Вот что про это написано на банковском сайте: «При участии клиента в специальной программе официальный дилер BMW предоставляет покупателю скидку от цены приобретаемого автомобиля. Скидка от цены вычисляется дилером как разница процентов, рассчитанных по ставке по кредитам согласно тарифам банка и рассчитанных по специальной ставке. Прочие условия специальной программы аналогичны условиям предоставления кредитов на покупку нового автомобиля». Одним словом, вместо 9% клиент платит 2,9%, и соответственно будет снижена стоимость автомобиля на разницу от платежей по кредиту. Цена вопроса – $4000. Ровно на столько должна была стать дешевле машина.

Каково же было удивление Алексея, когда после оформления обязательного каско и получения согласия банка на кредит он вдруг узнал, что на самом деле его автомобиль и не попадает ни под какие специальные акции. По той причине, что его автомобиль – купе. И про четырехтысячную скидку можно забыть. Как же так? Давайте разберемся.

На сайте банка ни о каких ограничениях на купе, кабриолеты или машины с форсированным двигателем и вторым бензобаком не упоминается. В чем же дело? Читаем официальный сайт баварского автопроизводителя. Ага, уже теплее. Под рекламой кредитной программы упоминание, что есть некие ограничения и подробнее нужно узнать у дилера. А в нашей ситуации получается, что дилер и ввел Алексея в заблуждение.

Обманутый автовладелец отправил в «БалтАвтоТрейд-М» заявление с описанием сложившейся ситуации и просьбой оставить ему скидку в соответствии с информацией, полученной от работника салона. На что получил достаточно категоричный ответ: акция распространяется на ограниченное количество моделей третьей серии, а именно: E90, E91. Выбранный вами автомобиль третьей серииE93 под условия данной акции не подпадает».

Вот, собственно говоря, и все. К сожалению, устную информацию, пусть даже ложную, полученную от сотрудника автосалона, к делу не пришьешь. Доказать что-то в данной ситуации невозможно, так как незадокументированный разговор ни один суд в качестве доказательств не принимает. А вот официальный ответ автосалона, где говорится, что эта модель не подпадает под кредитную программу, будет не на руку Алексею.

Что можно посоветовать в данной ситуации? Быть внимательнее и еще раз внимательнее. Как только речь заходит о нечто большем, чем бесплатные коврики, то следует очень точно узнать все условия. Лучше всего, если у водителя окажется и лист бумаги, где эти условия будут четко оговорены. Автосалон человеку, может, и друг, но отнюдь не бескорыстный. И к сожалению, не всегда можно верить продавцам на слово, особенно если речь идет о крупных суммах денег. Кстати, работники автосалона даже не извинились перед обманутым покупателем за некомпетентность своего сотрудника.

Комментарий по этой и другим ситуациям, с которыми сталкиваются покупатели автомобилей в салонах и сервисах, мы попросили дать юриста организации «Общественный контроль» Николая Макарова

– Возвращаясь к случаю с бонусом, сразу хочу сказать: теоретически скидку можно признать одним из существенных условий заключения договора купли-продажи. И если дилер (представительство) не заявляет ограничение (как правило это самые мелкие буквы в рекламном объявлении) – небольшой шанс выбить скидку есть. Однако на практике все это грозит годовой тяжбой без каких-либо гарантий. В любом случае зафиксировать свое досудебное требование я бы все же рекомендовал. И обязательно, как это уже отмечалось, надо быть внимательным при заключении договоров – не каждый день авто покупаем... По поводу требования объясню: покупатель, в принципе, всегда прав, поэтому наладить с вами отношения – в интересах продавца. И если вы заявите требование, то уже черед дилера думать, каким образом удовлетворить ваши претензии без скандала.

«После пробега в 1400 км на лобовом стекле автомобиля с правой стороны обнаружил царапины от стеклоочистителей, сегодня (1680 км пробега) подобные царапины на левой стороне лобового стекла. Я, конечно, понимаю, что песок попадает на стекло, но впервые наблюдаю такую картину. За рулем 18 лет. Складывается мнение, что качество стекла не соответствует требуемым параметрам. Но как это доказать? Автомобиль у меня 9 дней, может, вообще вернуть его назад…» (Алексей)

– По поводу стеклоочистителей ситуация сложная. Все дилеры пишут о том, что гарантия не действует, если имели место нарушение правил эксплуатации или повреждение нанесено естественными атмосферными осадками… Теоретически заявить требования по поводу стекла можно, но практически это вряд ли к чему-то приведет. Естественно, последует экспертиза, скорее всего, ее результаты будут не в пользу покупателя – и процесс затянется. Но это не значит, что требование не стоит предъявлять вовсе – сделать это необходимо в любом случае. Чтобы потом собирать бонусы. А они, безусловно, будут, если продавец себя уважает.

Знаете, у нас сложилось не совсем естественное, даже не потребительское отношение к автомобилю. Это, я бы сказал, особенное чувство к МАШИНЕ – на нее всю жизнь копили деньги, сами чинили, если что, сами мыли и т.д. Так вот, напоминаю, автомобиль – такой же товар, как и любая другая вещь, только чуть дороже и технически чуть более сложная. Все. Поэтому пользоваться законом, который помогает потребителю в его отношениях с продавцом и производителем, – необходимо. Но при этом надо идти к адекватному продавцу, а не покупать товар в подворотне, из-под полы.

Вот был у нас случай. Купил мужичок себе детище АВТОВАЗа в обычной конторке – в ПТС при покупке нового автомобиля оставалось всего два свободных поля: представляете, сколько раз передавалась машина, какие схемы работали? Практически на следующий день обнаружилось, что гудит коробка и не включается задняя передача. Хозяин пришел к нам, мы написали претензию и потребовали возврат денег, но не тутто было. Продавцу терять, видимо, нечего – он нам отвечает: «С претензией согласен, деньги вернуть отказываюсь». То есть всегда надо делать покупки в официальном магазине официального дилера. А так пришлось адресовать иск к АВТОВАЗу. Там, конечно, стали говорить, что у них все хорошо (по-вашему, такое может быть в принципе?), сейчас судимся, но процесс будет тяжелый…

Возвращаюсь к стеклоочистителям. Как минимум надо заявить требование – хотя бы заменят стекло.

Был у меня случай. Человек купил недешевенькую машинку, H3 Hummer, она была без брызговиков, что, в общем-то, недопустимо, лобовое стекло текло, гидроусилитель шипел… Мужчина привез ее в сервис, машину поставили там на месяц! Написали претензию – все было исправлено за три дня! То есть всегда надо заявлять свои требования.

Если требование будет заявлено обоснованно, четко и грамотно, то есть с доказательством того, что это требование действительно было заявлено (заказное письмо с уведомлением, доставка под роспись и т.д.), в этой ситуации умный дилер десять раз подумает, что ему лучше: упираться и впоследствии потерять денежку или убедить покупателя остаться с машинкой и дать ему бонус – коврик, подстаканник или карту клиента. Сегодня продавцы понимают: главное – не хамить, народ ведь больше всего обижается на хамство. А если уж кто-то из менеджеров нагрубил, приятно, когда выходит большой начальник и говорит: «Всех уволим, всех накажем, а вам подарим бесплатный нормочас…» Человек уйдет и скажет: «Вот есть же хорошие люди…»

А недавно была такая ситуация. Человек заказал себе Volvo, ждал и дождался: машина пришла без люка. Покупатель на эту комплектацию согласен не был, хотел именно с люком, ее ведь и заказывал. Ему даже готовы были вернуть деньги за люк, только вот оно не надо человеку – он с люком хотел автомобиль. Ну что ж, мы порекомендовали отказаться от машины и заказать аналогичную комплектацию в другом автосалоне. Но в это время как раз сменился модельный год, и новая машинка выходила чуть дороже прежней. Человек в этом не виноват, а виноват кто? Правильно, автосалон, который не поставил ожидающему покупателю заказанную комплектацию авто. Эту разницу в цене нам удалось взыскать с первой конторы.

Поэтому рефреном повторю – учитесь грамотно заявлять свои требования.

Подпишитесь на «За рулем» в