Теперь из России
Машина досталась в разумной комплектации: 115-сильный двигатель FSI объемом 1,6 л с непосредственным впрыском и классический 6-диапазонный «автомат». Для пробок хорошая комбинация, потому что большой двигатель все равно в толчее не нужен, и педалями постоянно орудовать не придется. Обивка салона из комплектации Ambiente, очень хорошего качества, как и положено автомобилям концерна VW, даром что тканевая. Ксеноновые фары с омывателем, климат-контроль и система стабилизации – это уже из более богатой Elegance. Совсем неплохой набор, ведь можно сэкономить на некоторых необязательных вещах из более дорогого пакета, но получить совсем не лишние ксенон и ESP, напрямую влияющие на активную безопасность.
Трясет, но держит
Предстояло день повертеться по Москве, доделать кое-какие дела, затем совершить маршбросок в Минск, а через несколько дней вернуться. Хороший вариант для теста: посмотрим, как на Octavia живется в пробках и каково на ней ездить в отпуск. Еще по пути к первому светофору возникло ощущение, почти уверенность, что давление в колесах заметно больше, чем положено, – так бывает, когда на новых машинах, только сгруженных с автовозов, по забывчивости оставляют транспортное давление, которое больше рабочего почти в полтора раза. Машину изрядно потряхивало на мелких неровностях, все подробности дорожного профиля тут же доходили, скажем так, до рабочего места водителя. Да и вела себя подвеска довольно шумно. Ладно, по пробкам и так сойдет, завтра перед дорогой давление проверим. К работе двигателя и коробки в городской толчее претензий не было – задержки при интенсивных нажатиях на газ, конечно, есть, но в пределах допустимого.
Наутро перед поездкой выяснил, что давление в колесах нормальное. Значит, трясучка – это штатная работа адаптированной к российским условиям подвески. Посмотрим, как она себя поведет в дальней дороге на высокой скорости. И чем дальше ехал, тем больше крепла уверенность, что адаптация оказалась однобокой. Несомненное ее преимущество – заметно возросшая энергоемкость. Ни железнодорожные переезды, ни слегка разбитый асфальт в районе Можайска пробоя не вызвали. Каюсь, несколько раз даже специально проезжал по выбоинам, чтобы посмотреть, как отрабатывают пружины и амортизаторы. Справляются они отлично, но, увы, ценой заметной потери комфорта. Вся мелкая рябь, даже зуд от шершавого асфальта, в который закатана крупная щебенка, незамедлительно приходят в салон. И еще: из-за жесткой подвески шины срываются в скольжение резковато, что может напугать не очень опытного водителя. ESP, пожалуй, стоит рекомендовать всем покупателям русской Octavia. Загруженная машина оказалась куда более мягкой и комфортной, а подвеска по-прежнему не допускала пробоев. Тем не менее той невероятной «всеядности», с которой бюджетный Renault Logan поглощает ямы, выбоины, продольные и поперечные волны покрытия, словно плывянад российским бездорожьем, Octavia не продемонстрировала. В общем, за подвеску оценка «четыре». Для путешествия всей семьей на дачу настройки в самый раз, а в одиночку жестковато.
Мощность достаточная
Опасения, что 115 сил довольно тяжелой машине не хватит, оказались напрасными. Да, на обгонах, особенно с полной загрузкой, не нужно забываться, но нельзя сказать, что эти маневры становятся невозможными или даже рискованными из-за недостаточной мощности двигателя. Свою лепту в уверенный разгон вносит и коробка передач: стоит продавить педаль до пола, как вместо шестой передачи с минимальной задержкой включается четвертая, а то и третья. Алгоритм работы коробки понравился: в целях экономии топлива она стремится добраться до высшей передачи как можно раньше, но при этом на разгонах даже в полгаза держит третью едва ли не до отсечки, затем сразу перескакивая на две-три ступени вверх. И разгон получается интенсивным, и, как показывает опыт замеров на полигоне и участия в соревнованиях по экономичному вождению, таким способом во время разгона экономится до 15% топлива. Кстати, расход на дистанции более чем 1500 км с учетом двухчасовой пробки на выезде из Москвы и при средней скорости 90 км/ч получился вполне приемлемым – всего 7,3 л/100 км. Бензин требуется 95-й.
Пара замечаний
Обсуждать эргономику практически незачем, водителю почти любой комплекции за рулем будет удобно, диапазонов регулировок достаточно, единственное замечание – по обзорности. Когда пошел дождь, выяснилось, что аэродинамика наружных зеркал не очень хороша. Под ними образуется вихрь, который забрызгивает нижние передние углы стекол, перекрывая изрядную зону обзора в эти самые боковые зеркала. Весной и летом это полбеды, а вот когда зимой на стекла полетит жижа из реагентов, в наружные зеркала видно будет немного. И еще, ездить днем с включенным светом в зимнее время будет накладно: у Octavia, как, впрочем, и у других машин, омыватели фар работают вместе с омывателями ветрового, и стоит попытаться слегка брызнуть незамерзайки на стекло, как щедрый душ тут же окатывает и фары. Значит, зимой фары будут орошаться практически безостановочно, и незамерзайки уйдет больше, чем бензина. Стоило бы специально для России внести изменения в электросхему и сделать, например, отдельное включение фар ближнего света для дневной езды. И чтобы фары орошались, например, в пять или десять раз реже стекла.
Прогноз и рекомендации
Что в итоге? Российская Octavia – это все та же добротная чешская машина с немецкими корнями, к основным преимуществам которой следует отнести вместительный салон, огромный багажник, добротные материалы отделки, широкий выбор комплектаций и много еще чего. Подвеска адаптирована к российским условиям неплохо, удары она держит, правда, комфорта пассажиров отчасти лишает. Перспективы? Здесь встает вопрос цены, и, увы, не в пользу российско-чешской машины. Skoda Octavia со 115-сильным мотором и «автоматом» в комплектации Ambiente обойдется минимум в 637 000 руб., тогда как Ford Focus с таким же силовым агрегатом в схожей комплектации Comfort можно купить за 486 000 руб., а Opel Astra Enjoy 1.6 Easytronic – за 533 000 руб. Пожалуй, российскому отделу маркетинга чешской компании стоит подумать, как подготовиться к выходу завода в Калужской области на полную мощность. Пока же более перспективной выглядит старая Octavia Tour.