Переносной штурман
Таланты лоцмана
Рынок автомобильных навигаторов переживает настоящий бум. В наши дни портативные устройства уверенно лидируют по объемам продаж, а по своим навигационным свойствам практически ни в чем не уступают встроенным системам. Современные спутниковые чипсеты позволяют без особых потерь обходиться без гироскопа, который присутствует в большинстве «штатников» и отслеживает перемещения автомобиля в тоннелях и условиях плохого приема.
От коммуникаторов с GPS-приемником портативные приборы отличаются узкой специализацией. Их процессор не отвлекается на выполнение множества фоновых программ и работает более устойчиво. Хотя дополнительные функции у многих штурманов все же есть. Обычно это проигрыватель MP3-файлов, программа для просмотра фотографий, в некоторых устройствах – громкоговорящая система hands-free, подключаемая к телефону через Bluetooth.
Сегодня каждый портативный навигатор, да что уж там – почти любой коммуникатор с функцией GPS продается с установленной навигационной программой. И если софт коммуникатора заменить несложно, то в навигатор он зашит намертво, вмешательств извне не предусмотрено. Максимум, что можно сделать, – обновить с помощью домашнего компьютера карты и программу, да и то если производитель предлагает техническую поддержку.
Надо сказать, что начинка навигаторов во многом идентична. В подавляющем большинстве портативных устройств установлен спутниковый чипсет SiRF Star III. У этого модуля масса достоинств: высокая чувствительность, компактный размер и низкая цена. Чипсет представляет собой ARM-процессор со встроенным GPSядром. Прибор может одновременно принимать сигнал от 20 спутников, а время на их первоначальное обнаружение (так называемый холодный старт) гораздо меньшее, чем у большинства аналогов. Надо сказать, что SiRF Star III устанавливается не только в навигаторы – штатные и портативные, но и в спутниковые охранно-поисковые системы.
Несмотря на очевидное лидерство SiRF Star III на рынке навигации, конкуренты не оставляют усилий его потеснить. Среди альтернативных решений можно назвать Globallocate GL2000. Бесспорный авторитет в мире портативной навигации, бренд tomtom решил перейти на модуль Hammerhead от компании Globallocate. Впрочем, в ближайшее время смена лидера вряд ли предвидится.
Основных критериев при выборе навигатора два: размер экрана и навигационный софт. Причем качество и продуманность программы-«поводыря» обычно гораздо важнее. С экраном все просто – чем больше, тем нагляднее. Самое популярное разрешение дисплея – 480х272 точки. Но даже минимальный размер 320х240 пикселов вполне подходит. Карта в режиме навигации на требует особой детализации. Многие водители почти не смотрят на экран, в основном полагаясь на голосовые команды устройства.
Только на первый взгляд навигационных программ великое множество. При ближайшем рассмотрении часто оказывается, что на разных штурманах установлен идентичный софт или вариации одной удачной программы с адаптацией под конкретное устройство. В таком случае все отличия сводятся к оформительским рюшечкам и набору программ-бонусов. Характерен пример программ-клонов одного из столпов навигационного софта – iGo. Знакомый интерфейс можно найти у карт MioMap от тайваньского гиганта Mio и на навигаторе Pioneer AVIC-S2. В целом очень удобная и понятная программа.
Так что один из сильнейших игроков на рынке навигации, компания Garmin, стоит особняком. Она комплектует изделия собственным софтом. Интерфейс программы отличают лаконизм и наглядность. И к качеству навигации не придерешься, поэтому продукты линейки Garmin могут быть рекомендованы практически любому пользователю.
Среди достоинств двух программ отечественных разработчиков, «Автоспутник» и «Навител Навигатор», умение прокладывать маршрут с учетом дорожных пробок. Большинство других программ этой возможности лишены, по крайней мере в России. Источник информации о ситуации на дорогах пока один – оператор «Смилинк». Компания аккумулирует информацию, поступающую с видеокамер, детекторов, от системы СТАРТ-ГИБДД, добровольных помощников и собственной службы наблюдения. Полнота картины в целом на твердую четверку. Чтобы находиться в курсе дорожных заторов, навигатор должен быть дополнен специальным пейджером, принимающим GPRS-сигнал. Услуга эта платная. К слову, владельцам коммуникаторов отдельный пейджер не нужен, поскольку модуль GPRS уже встроен в аппарат. И выбор «источников» у них больше, существует альтернативный сервис City Guide. В качестве средства мониторинга выступают сами участники. Координаты их устройств, а следовательно и автомобилей, передаются в мониторинговый центр, который из этой мозаики складывает общую картину. Понятно, что чем больше абонентов, тем точнее информация. Как будет развиваться проект City Guide и будет ли он интегрирован в софт портативных навигаторов, покажет время.
Увидеть и услышать
В режиме навигации все устройства предлагают двухмерный режим отображения информации. При этом картинка на экране плоская и представляет собой карту, по которой перемещается курсор в виде стрелки или виртуального автомобильчика. Штурман может так показывать маршрут, добросовестно рисуя все повороты и изгибы трассы, чтобы север находился сверху. Но более удобен режим, когда курсор «едет» строго вверх, как бы по ходу движения, а вращается сама карта.
Для большей наглядности в большинстве программ предусмотрен так называемый 3D-, или объемный, режим, к которому для справедливости стоит приставить слово «псевдо». На самом деле, это та же двухмерная карта, программным способом «отклоненная» назад и как бы уходящая за горизонт. В результате за курсором вы наблюдаете как бы с высоты птичьего полета. Эта картинка гораздо удобнее и нагляднее, чем стандартное 2D-изображение. В ряде стран уже ведутся разработки по созданию подлинных 3D-карт, в которых прорисованы реальные объемные здания, а ведение по маршруту напоминает автомобильную компьютерную игру. Но создание, а тем более обновление таких программ требует больших усилий, чем прорисовка обычной карты, так что ожидать в скором времени настоящих объемных картроссийских городов вряд ли приходится.
Голосовое сопровождение программы важно не меньше картинки. Более того, в некоторых встроенных навигаторах именно на речевые подсказки возложена основная роль, а визуально они дополнены лишь поворотной стрелкой и указанием расстояния до ближайшего маневра.
Что касается голосовой поддержки в отечественных программах для портативных навигаторов, то совет здесь один – постарайтесь привыкнуть к нюансам терминологии. Вполне возможно, что первое время вы не всегда будете понимать, чего же прибор от вас хочет. Если фраза «поверните направо» вполне понятна, то оборот «держитесь правее» в разных ситуациях может означать просто уход вправо на развилке либо резкий поворот, либо просто рекомендацию держаться правой полосы перед следующей командой. Порой проще переключить навигатор на английский язык, чтобы избежать иносказаний. На самом деле подобные промахи бывают весьма редко, но могут обойтись в несколько километров лишнего пути.
Навигатор способен выполнять функции не только штурмана, но и адресного справочника при помощи так называемых POI (Points Of Interest), что буквально означает «точки интереса», а в сущности полезные объекты: заправки, аптеки, рестораны, кинотеатры, больницы… Поиск объектов сначала идет по тематическим разделам – например, «транспорт», «государственные органы», «развлечения» и т.п., а затем нужный пункт ищется по алфавиту или в пределах какого-либо расстояния – допустим, АЗС в радиусе 2 км. Количество POI в программе и удобство их поиска всецело зависят от компании-разработчика. Сколько людей, столько и мнений – поэтому, если вы собираетесь часто пользоваться POI, то перед покупкой навигатора проверьте, как они реализованы в конкретной программе.
До недавнего времени автонавигаторы хорошо ориентировались лишь в Москве и Санкт-Петербурге, остальная часть России была представлена крупнейшими автомобильными трассами, где города отмечены контурами. Но белых пятен на карте страны становится все меньше. Так что наличие технической поддержки и частота выхода обновлений карт сегодня один из главных критериев в пользу выбора того или иного навигатора.