Внутренняя борьба
На ключевом для концерна VW европейском рынке Skoda играет роль догоняющего бренда. Это значит, что локомотивом продаж выступают немецкие марки Volkswagen и Audi, а испанский SEAT и чешская Skoda – это, так сказать, сателлиты, у них и продажи поменьше, и модельный ряд пожиже. Чтобы подтянуться к лидерам, приходится придумывать что-то эдакое, привлекающее внимание. Так, двумя годами ранее сотрудники Skoda разработали необычный 2-объемный компактвэн Roomster, аналога которому в других отделениях VW просто нет. Теперь эстафету новаторства перехватил хэтчбек Е-класса Superb, причем подобного рода продуктов нет не только у коллег по концерну, но и вообще ни у кого в мире.
Замаскированная практичность
Дело в том, что Skoda Superb – это не совсем обычный хэтчбек, а, так сказать, хэтчбек по требованию. То есть выглядит Superb как обыкновенный седан с характерной ступенькой багажника, и даже если этот багажник открыть, то вверх поднимется только нижняя часть багажной двери, которая заканчивается на уровне поясной линии. А если нажать на кнопку под дверью, ту, что чуть правее центральной, зажужжит механизм сочленения, и через пару секунд дверь можно будет открыть целиком. Уникальная 2-ступенчатая багажная дверь, получившая название Twindoor, запатентована компанией Skoda, так что вряд ли стоит в ближайшем будущем ждать аналогичных у конкурентов.
Пользу от Twindoor переоценить сложно: например, зимой при загрузке не особо крупных предметов можно открывать только «седанную» часть, чтобы не выстуживать салон. Впрочем, не только зимой: вряд ли владельцам хэтчбеков так уж часто нужен максимальный объем багажника (1670 VDA-литров) и гигантский проем доступа к нему, в подавляющем большинстве случаев можно вполне обойтись минимальным объемом (565 VDA-литров) и половинкой багажной двери. Twindoor положительно влияет и на имидж машины: «хэтчбек бизнес-класса» – словосочетание для российского потребителя не самое привлекательное и звучит как-то сродни «авоське класса люкс». Большая легковая машина в нашей стране должна быть только седаном, и Superb де факто будет им большую часть жизни, лишь в случаях необходимости проявляя практичную сущность настоящего хэтчбека.
Замаскированные просторы
Удивительное дело, при колесной базе 2761 мм не кажущийся внешне великаном Superb предлагает на задних сиденьях простор, сравнимый с VW Phaeton! Чешские компоновщики постарались на славу, но осложнили задачу дизайнерам. Внешность Superb вызывает противоречивые отзывы: некоторые считают корму автомобиля перетяжеленной, а крышу слишком длинной; другие говорят, что необычные пропорции делают облик Superb самобытным. Так или иначе, Superb теперь не напоминает слегка увеличенный VW Passat и воспринимается как совершенно самостоятельный автомобиль. Собственный стиль чувствуется в каждой детали, но особенно в фарах сложной формы с выгравированной в рефлекторах поворотников надписью Superb – этот элемент дизайна разработчики собираются сделать фирменным для всех новых автомобилей Skoda. Фары, кстати, «умные»: они не только могут заглядывать в повороты, но и приподнимать световой пучок над дорогой с ростом скорости, а также адаптироваться для езды по дорогам с левосторонним движением.
Интерьер у Superb тоже оригинальный, родство с VW дает знать о себе лишь в единичных и не самых заметных деталях. А вот качество материалов отделки общекорпоративное, высокое, на ум приходят сравнения даже не с Volkswagen, а с Audi – настолько солидное впечатление производят кожа, пластик, прецизионные клавиши и выверенные усилия на органах управления.
Диапазоны регулировок кресла водителя огромны, усесться с комфортом за рулем сможет даже великан, причем в любом случае останется приличный запас пространства для ног задних пассажиров. Единственное, что может не понравиться в этом автомобиле водителю, – ограниченная обзорность назад: окно хитрой багажной двери само по себе невелико, да еще сильно наклонено назад и окружено толстенной рамкой. Понимая, что разглядеть сквозь него много не удастся, разработчики оснастили машину очень крупными наружными зеркалами.
Замаскированная мощность
Линейку двигателей, предназначенных для установки на Superb, открывает бензиновый мотор с рабочим объемом 1,4 л. Скажем честно, нужно иметь изрядную смелость, чтобы предложить такой маленький двигатель на машине бизнескласса. Понятно, что речь идет о достаточно мощном (125 л.с.) и современном агрегате c аббревиатурой TSI, оснащенном турбонаддувом, но все-таки маленький моторчик на большой машине – это как-то не комильфо. Российское представительство Skoda, впрочем, возлагает основные надежды на более мощный двигатель – объемом 1,8 л, но и он кажется слишком маленьким, хотя и развивает внушительные 160 л.с. А дальше в гамме бензиновых агрегатов остается только топовый 3,6-литровый VR6 мощностью 260 л.с. Между ним и 1,8-литровым мотором пустота...
Что помешало поставить на Superb имеющийся в арсенале Volkswagen 2-литровый двигатель мощностью 200 л.с., который был бы для такой машины оптимальным? Возможно, корпоративная субординация: боссы VW прекрасно понимают, что Skoda создала крайне привлекательный продукт, который при цене модели Passat предлагает больше места на заднем сиденье и необычную концепцию багажника, и чтобы хоть как-то упразднить ненужную конкуренцию на рынке коллег по концерну, Superb лишили столь востребованного им 2-литрового двигателя.
Зато ассортимент дизельных двигателей перекочевал с Passat на Superb в полном объеме, но в Россию ввиду слабой популярности дизельных машин специально для энтузиастов будет поставляться только самый мощный 2-литровый агрегат, развивающий 170 л.с.
По коробкам передач расклад следующий: базовый 1,4-литровый двигатель будет поставляться в паре с 6-ступенчатой «механикой», тогда как для 1,8-литрового бензинового мотора и 2-литрового турбодизеля можно заказать роботизированную коробку DSG, 7- и 6-ступенчатую соответственно. Двигатель VR6 поставляется в комплекте только с 6-ступенчатой DSG. Получается, что классических гидромеханических «автоматов» на Superb не будет. Хорошо это или плохо? Многие хвалят современные роботизированные коробки с двойным сцеплением и справедливо считают, что по плавности и скорости переключений они не уступают гидромеханическим «автоматам», зато быстрее и точнее реагируют на газ, чем доставляют неописуемое удовольствие азартным водителям. Есть лишь одно но: ползущий режим в пробках. Гидромеханика всегда обеспечит мягкое троганье с места, достаточнолишь отпустить педаль тормоза, а DSG даже при малейшем уклоне не сдвинет машину с места, и вам, чтобы продолжить движение, придется давить на газ, причем крайне аккуратно, чтобы, не дай бог, не догнать впереди ползущий автомобиль. Стоит ли говорить, сколько раз придется проделывать эту операцию в городе Москве с ее хроническими заторами на многочисленных эстакадах?
Очевидный комфорт
Ездовую презентацию машины компания Skoda решила устроить в Австрии, в отчаянно живописных предгорьях Альп. Большая часть маршрута пролегала по идеально гладким, но узким (по одной полосе в каждую сторону) дорогам, на которых, если упираешься в какой-нибудь туристический автобус, приходится тащиться за ним километров эдак тридцать, пока, наконец, не появится легальная возможность для обгона. В общем, мест для более-менее быстрой езды было немного, но Superb, честно говоря, к такой езде и не сильно располагает. Его рулевое управление достаточно информативно, а шасси демонстрирует безупречную курсовую устойчивость, но водительский азарт тонет в щедрой шумоизоляции и великолепной плавности хода, которые словно отнимают у вас несколько каналов восприятия дорожной реальности, необходимых для быстрого пилотирования. В сущности, так и должен вести себя образцовый седан бизнескласса, если это, конечно, не спортседан типа Audi S6, но до звания спортседана Superb недотягивает по мощностным показателям.
Версия с бензиновым двигателем 1.8 TSI и МКП, на которой удалось поездить в начале тест-драйва, органично вписывается в динамичный западноевропейский поток, но не более того: для интенсивного разгона приходится активно переключать передачи и раскручивать двигатель до максимальных оборотов. Можно, конечно, купить версию с 7-ступенчатой DSG, которая будет это делать за вас, но динамики не прибавится. Машина с 6-цилиндровым мотором заметно шустрее и к тому же имеет привод на все колеса (подключением задней оси заведует муфта Haldex), но говорить о спортивном характере здесь все равно не приходится, просто запас мощности наделяет уверенностью при обгонах и гарантирует стремительное восхождение по Гросглокнерхохальпенштрассе и другим менее легендарным серпантинам.
Неочевидные перспективы
Редкий автомобиль оставляет после первой поездки столь цельное и однозначно хорошее впечатление – чехи сделали замечательную машину, возможно, лучшую в бизнес-классе, точнее в той его части, что находится за пределами премиум-сегмента. Беда в том, что в Европе за этим пределом машины бизнес-класса практически не продаются, уникумы типа Peugeot 607 и Lancia Thesis влачат жалкое существование, а японские производители Nissan и Toyota вообще несколько лет назад в дружеском отчаянии покинули эту часть европейского рынка. У Superb, конечно, есть внутрикорпоративные резервы, а именно потенциальные покупатели близкого по стоимости Volkswagen Passat и дешевых версий Audi A6, которые могут соблазниться ценой и размерами Superb, но концерну VW от таких внутренних брожений нет никакой пользы. Единственный более-менее реальный внешний конкурент для Superb в Европе – это раздавшийся до бизнес-класса Ford Mondeo, спрос на который, мягко говоря, пока далек от ажиотажного, так что много клиентов у него не отнимешь.
В России на первый взгляд будущее Skoda Superb рисуется в гораздо более жизнерадостных красках. Недорогие машины бизнес-класса пользуются у нас хорошим спросом, а главный конкурент и бестселлер – Toyota Camry – выглядит на фоне Superb откровенным ширпотребом, особенно по качеству отделки интерьера. Но цены на Superb будут начинаться с отметки 790 000 рублей – ровно столько стоит самая дешевая Camry. Только Camry предлагает за эти деньги двигатель объемом 2,4 л, а Superb – нелепый 1,4-литровый моторчик. Версии с более мощными двигателями, есть почему-то стойкое ощущение, будут значительно дороже (весь прейскурант пока неизвестен, продажи стартуют только осенью). Кроме того, есть еще такое неприятное для компании Skoda обстоятельство, как массовая любовь россиян к японским брендам, местами перерастающая в патологическую привязанность. То есть, например, некоторым клиентам Toyota будет решительно наплевать на то, что интерьер Superb выполнен из гораздо более качественных, чем у Camry, материалов, и на то, что в чешской машине больше места на заднем сиденье; для них гораздо важнее национальная принадлежность автомобиля, его легендарная надежность, и с этим невозможно бороться. Остаются те же Passat и Mondeo, на их фоне Skoda Superb тоже выглядит крайне привлекательно, но на этой борьбе больших тиражей, увы, не сделаешь.