Среднее арифметическое
Izh 2126-20
Изготовитель: ОАО «ИЖМАШ»
Год выпуска: 2002
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с августа 2002
Пробег на момент отчета: 50 тыс. км
Предыдущие публикации в журнале:
2002, № 11, 2003, № 4
«Ода» – дитя компромиссов. Под ее крышей неплохо уживаются оригинальные узлы и старые, проверенные агрегаты. Но времена нынче смутные – стабильности нет. Поэтому прежние заслуги не в счет – качество изготовления надо оценивать «с нуля». В нашем тесте мы так и делаем.
РАБОЧИЙ ХАРАКТЕР
«Оды» с «жигулевским» двигателем попадаются довольно редко. Мотор ставят на добрую треть продукции АвтоВАЗа – самим не хватает. Зато УЗАМ изначально ориентировался на «Москвич». «Ижмаш» – его единственный наследник. Так что уфимский мотор объемом 1,7 л для «Оды» – основной.
Наш оказался некапризным. За 50 тыс. км потребовалось лишь один раз отрегулировать клапаны и дважды подтянуть цепь. Расход масла невелик – от ТО до ТО (10 тыс. км) уровень падает до середины щупа. А это один из показателей отменного здоровья. Мало того, к 10 тысячам масло почти не теряет прозрачности.
Видимо, благодаря постоянной эксплуатации на газе. Ради эксперимента даже решили увеличить интервал между заменами до 15 тысяч. Правда, до минимума уровень масла стараемся не доводить и доливаем теперь за межсервисный интервал чуть более двух стаканов.
С бесконтактной системой зажигания производства АТЭ-2 никаких хлопот. (Напомню, ее мы самостоятельно установили взамен родной батарейной.) Единственная неприятность случилась в жуткий августовский ливень – залило крышку трамблера. Пришлось разуться, закатать брюки и изгнать влагу с помощью купленного накануне аэрозольного баллончика WD-40.
Но не все приобретения оказались столь же полезны. Новенький топливный фильтр, не простояв под капотом и недели, раздулся, как воздушный шарик. Хорошо хоть не лопнул, а то при холодном пуске (который, согласно правилам, мы производим на бензине) машина могла превратиться в обугленный остов. Следующий фильтр мы на всякий случай врезали по другую сторону бензонасоса – во всасывающую магистраль.
СУХОЙ ЗАКОН
Он из тех, чья строгость компенсируется необязательностью исполнения. На ИЖе это прекрасно знают.
К 30 тысячам компенсационный бачок привода сцепления превратился в бездонную бочку. Сколько ни заливай, все немедленно оказывалось на земле под рабочим цилиндром сцепления. Вынули поршень и, подивившись на его, мягко говоря, неравномерный износ, вставили новые внутренности. Через пять тысяч утечка вновь стала ощутимой. Пошли на радикальную меру – заменили цилиндр новым. Посмотрим, сколько он протянет.
Омская коробка передач потекла сразу, на еще новой машине. К 20 тысячам, когда процедура долива опротивела, приступили к ремонту. Отсоединили кардан и заменили задний сальник, попутно обнаружив незатянутую гайку фланца вторичного вала. После сборки исчезли донимавшие прежде щелчки при троганье, но течь не прекратилась. Тогда агрегат сняли с автомобиля и подвергли досмотру с пристрастием. В итоге «сопливые» крышки механизма переключения и его ползунов посадили на герметик. Заодно выяснили, что вентиляция картера в виде косого сверления в первичном валу с работой не справляется. Видно, быстро засоряется из-за малого сечения. Дело поправили, вставив в пробку контрольного отверстия штуцер со шлангом. Свободный конец его вывели под капот – и масляные пятна на стоянке пропали.
Стойки передней подвески до 35 тысяч не текли, а скорее потели. И ходили, наверное, дальше, если бы журналистская судьба не занесла «Оду» на трассу трофи-рейда. Там и не такие кони гнулись. В опустевшие корпуса вставили картриджи «Плаза-Арктик» с газовым подпором. Пока служат исправно.
БРОНЯ КРЕПКА
Среди иных отечественных марок наша «Ода» ничем особенным не выделяется. И тело возит, и рукам покоя не дает. К 35 тысячам дружно застучали шаровые опоры. К сорока – прохудился «вакуумник». Дефект вычислили легко: если педаль тормоза потяжелела, а двигатель затроил из-за подсоса воздуха – лопнула диафрагма усилителя. Заменить ее «на колене» не просто, к тому же запчастей не найти. Узел в сборе отыскали в специализированном «ижевском» магазине города Ногинска. Как всякий дефицит, обошелся он дорого – в 650 рублей. «Жигулевский», например, вдвое дешевле.
Лопнул пластмассовый набалдашник на рычаге ручного тормоза. Сам рычаг к тому времени весь пошел ржавыми пятнами. Хором заскрипели педаль сцепления и приборная панель. А чехол из кожзаменителя на ручке коробки весь потрескался. Мы не ропщем – качество материалов соответствует цене автомобиля.
Но есть повод и для оптимизма. До сих пор исправно служат все втулки стабилизатора, сайлент-блоки, рулевые тяги и редуктор ведущего моста. Задняя подвеска тоже в порядке. Четко работают стеклоподъемники, механизмы регулировки сидений, не визжит моторчик «печки». И, главное, кузов в отличном состоянии: ни усталостных трещин, ни следов коррозии. Лишь в особо уязвимых местах – на кромке капота и по низу порогов появились сколы. Но под ними – прочный светло-серый грунт. Так что ржавчины бояться нечего. Ради красоты повреждения замазываем спичкой. Среднегодовой расход краски – десять капель на капот. Банки, если не засохнет, хватит лет на двести. Намек поняли?
Поршень истерся раньше резиновых манжет.
Раздувшийся фильтр едва не привел к пожару.
Декоративные накладки дверных ручек зацвели в первую зиму.
Чтобы уплотнить эти крышки, пришлось снимать коробку.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ