Цена вопроса
Калининградцы все чаще покупают мотоциклы, а следовательно, стремятся обзавестись водительским удостоверением категории А. К числу стремящихся отношусь и я. Хочу поделиться личным опытом, то есть рассказать, какие преграды могут неожиданно появиться перед «абитуриентами».
Мест, где готовят будущих обладателей прав категории А, в Калининградской области всего два. Первое – автошкола Всероссийского общества автомобилистов, базирующаяся на улице Менделеева. Второе – экзаменационная площадка на аэродроме «Девау», где частный инструктор Сергей Трёкин предоставляет желающим свои мотоциклы.
Условия в автошколе показались мне более привлекательными. Учтите: даже имея в кармане права с категорией В, вы обязаны вновь сдавать в ГАИ теорию, а значит, платить за лекции. За теоретический курс в бухгалтерию автошколы пришлось внести 3500 рублей, 1000 целковых стоил весной курс вождения из восьми занятий. У Трёкина каждое занятие стоит 400 рублей, к этой сумме каждый раз необходимо приплюсовывать еще 60 целковых – за аренду площадки. Трезво рассудив, что нам вряд ли хватит по десятку занятий, мы с приятелем выбрали автошколу.
На занятия по ПДД мы, конечно же, ходить не стали, занялись самообразованием. А вот практические навыки управления мотоциклом осваивали добросовестно. В распоряжении автошколы на тот момент были два старых, заезженных «Минска». На первом занятии инструктор, усадив моего приятеля за руль, поинтересовался, ездил ли он когда-либо на мотоцикле. Не получив внятного ответа, показал, где какой рычаг, где ручка газа, и отправил на старт. Площадка автошколы располагается на пригорке, и вверх мотоцикл полз смирно, но вот на спуске двигатель вдруг заревел и мотоцикл начал активно разгоняться. Приятель хотел притормозить, но – начинающий мотоциклист! – все перепутал и крутнул ручку газа... Мотоцикл, получивший дополнительное ускорение, с диким грохотом влетел в металлические ворота оказавшегося на пути гаража. По счастливой случайности мой товарищ не получил травм, но мотоцикл искорежило. Его вскоре починили, однако редко какое занятие проходило без того, чтобы не возникло необходимости что-либо подправить или настроить. И всякий раз мотоциклы вели себя по-новому.
Самое грустное, что вскоре оба «Минска» были украдены какими-то хулиганами. Руководство автошколы решило приобрести мотоцикл Baltmotors 200 (наконец-то!), и нам пришлось переучиваться на нем, потратившись еще на несколько занятий. Но это не все расходы, ведь сдавать практический экзамен (для категории А это только три упражнения на площадке) предстояло на технике инструктора Трёкина! Поэтому мы оплатили еще занятие на его мотоциклах – малокубатурных Honda и Yamaha.
Сдача документов в экзаменационный отдел ГАИ – отдельная история. При сдаче экстерном или пересдаче придется записываться в очередь задолго до начала рабочего дня. Я, не сдав теорию с первого раза, появился у дверей экзаменационного отдела в четыре утра и оказался... девятнадцатым по счету. Выяснилось, что граждане начали запись в 17.00 предыдущего дня.
На экзамене по вождению пришлось минут сорок ждать представителя ГАИ. «Легко отделались!» – прокомментировал кто-то. Оказывается, прошлой осенью гаишники, сославшись на занятость, вовсе не появились на площадке. Невезучим курсантам пришлось пересдавать экзамены аж через полгода (в том числе и теоретический, поскольку без практического экзамена его результат действителен только в течение трех месяцев).
Получив заветное удостоверение, я подвел итог. На все про все было потрачено более двух месяцев и свыше 8000 рублей (вождение, теория, медсправка, сборы за экзамены в ГАИ), и, что самое главное, потрачено с пользой.
...Слышал, есть люди, которые за определенную сумму готовы «помочь с получением прав». Покуда будут препоны, всегда найдутся желающие обойти их за деньги. Соответственно найдутся и те, кто эти деньги возьмет.