Внедорожное приключение

Внедорожное приключение

В шкуре джипера

Иногда журналист перестает быть сторонним наблюдателем и под лозунгом «Испытано на себе» становится участником того или иного действа. Вот и я решил принять приглашение любителей бездорожья стать вторым штурманом (очень не хочется называть себя «грузом») в экипаже внедорожника ГАЗ-69А. Нам предстояло принять участие в двухдневных соревнованиях Off-Road Adventure, организованных клубом «Кёниг-трофи» при поддержке целого ряда спонсоров.

Старт, намеченный на полдень пятницы, 13-го, задерживался. Собравшиеся на обочине Балтийского шоссе напротив поворота к поселку Александра Космодемьянского явно нервничали. Кровь бурлит и очень уж хочется сменить ровную поверхность асфальтовой дороги на буераки и канавы! Помимо десятков калининградцев в гонках приняли участие гости из Литвы на нескольких машинах. Наконец в час дня машины одна за другой, каждая после отмашки, устремились к Люблинскому лесу.

Ехать в «козлике» на свернутой палатке, выполнявшей роль сиденья, было сложновато: на каждой кочке всех седоков лифтованного автомобиля ждала хорошая встряска. Эти ощущения ни с чем не сравнимы.

Три, как всегда

Поклонники полного привода соревновались в трех традиционных классах – «Спорт» (для самых отвязных), «Гранд-Туризм» и «Туризм».

Гонщики на машинах с лебедками и колесами большего, чем обычно, размера едут в «Спорте». Они штурмуют болота или лезут на огромные валуны, чтобы на листе картонки поставить оттиск печатей, развешанных в специально отобранных местах – так называемых точках. Вместе с экипажами таких машин рванули на природу и пятеро смелых на мотоциклах, которые шли в зачете ATV.

«Туризм» – категория для тех, кто приехал на усовершенствованных внедорожниках, но без лебедок. Маршрут у них такой же, как у «Спорта».

Для участников категории «Гранд-Туризм», выступавших на неподготовленных джипах, организаторы проложили маршрут по историческим местам и подготовили интересные задания в формате «квест»: необходимо добраться до пункта назначения, там найти инструкцию и выполнить ее.

Экипаж машины боевой

ГАЗ-69А, на котором я отправился в эту авантюру, не так давно прибыл в Калининград своим ходом аж изБарнаула.

Для участия в гонках боевитый «старичок» обзавелся мостами от УАЗ-469, 5-ступенчатой коробкой передач, иномарочными рулевым управлением и дисковыми тормозами, а также многим другим. При этом его владелец Олег Носов может после дня работы вернуть «газону» оригинальное состояние.

В роли штурмана выступил Игорь Малков, старый знакомый нашей газеты. Автомобильный механик по профессии и призванию, он не пропускает важных мероприятий, подобных Off-Road Adventure. Ралли-рейды – его страсть. В дороге Игорю почти не пришлось сидеть в машине: в обязанности штурмана входит поиск наиболее удачного маршрута и закрепление троса лебедки на дереве – или деревьях, – если автомобиль не может вырваться из западни. А именно так обычно и происходило.

Ну и «сусанины»!

Карты, которые раздали организаторы, давали лишь приблизительное представление о том, куда надо ехать. Ориентируясь на глаз, мы заползли в чащу и не нашли ни единой ленты, которыми обозначаются направления джиперских гонок. Пришлось вернуться на несколько километров назад. Тем временем все, кого мы до этого обогнали, уже ушли вперед. Вот что значит проворонить нужное направление.

Тем, кто запасся GPS-навигатором, было ненамного проще: координаты точек они получили далеко не самые точные. Еще до начала гонок организаторы обещали, что будет «полная...». И не обманули!

Аварии

На трассе всякое случается. Кто-то так увязал в болотной жиже, что вытаскивать приходилось всем миром. Помощь конкурентов правилами не запрещена, и на этих соревнованиях она была востребована. Организаторы расположили точки в очень труднодоступных местах. Как им удалось найти столько грязи и заболоченных ручьев после двухнедельного вёдра, для меня остается загадкой.

Один из гонщиков Александр Артемьев так активно орудовал кнопками пульта управления лебедками, что посадил аккумулятор. Наш экипаж предложил свою помощь, и, чтобы не терять времени на замену разряженной АКБ, мы завели мотор машины Артемьева, взяв ее на буксир. Спустя какое-то время нам удалось опередить Александра. Надо было видеть, что с ним стало! Азартный, как мальчишка, он кричал своему штурману: «Быстрей! Давай!»

В конце первого дня соревнований наш внедорожник попал в передрягу.

К тому времени мы отметились на всех попавшихся на пути точках, причем умудрились найти даже ту, которую пропустили все наши конкуренты. Следующий участок выглядел простым, но эта простота оказалась обманчивой. Перед нами здесь потерпел неудачу Виталий Наварич, известный джипер, несколько раз прошедший легендарную «Ладогу». Он намеревался подобраться к точке по руслу мелкого ручья, но, не доехав по илистому дну до точки нескольких метров, его Range Rover опрокинулся набок, мотор заглох, вдобавок отказала передняя лебедка.

Не без нашей помощи автомобиль удалось вызволить из воды, чуть позже он завелся. Настал наш черед. Олег Носов решил съехать с берега перпендикулярно ручью – и нырнул: машина уткнулась носом в дно. Достать трос лебедки оказалось невозможным. Вдобавок замкнуло провода, идущие к вентилятору радиатора, загорелась оплетка. Огонь удалось потушить, Наварич вытащил наш «газик» на берег буксиром, но эта услуга стоила ему всей дальнейшей гонки. Во время буксирования раздался щелчок, после чего водитель Range Rover нашел за машиной... одну из пружин заднего моста. Заглянув под бампер, Виталий ужаснулся – кардан разворотил редуктор и мост попросту провернуло на 90 градусов! О надеждах на победу пришлось забыть.

Финиш – это не для всех

Прибытие в лагерь в первый день было назначено на полночь, к тому времени болельщики, а также многие «туристы» и «гранд-туристы» уже отдыхали. На следующий день старт дали в шесть утра.

Увы, наш экипаж отказался от продолжения гонки: штурмовать болота без вентилятора чревато заклиниванием двигателя.

Во второй день протяженность трассы составила несколько десятков километров. Она была попроще, но до финиша все равно дошли не все. Победителем в классе «Спорт» стал литовский экипаж на Toyota Land Cruiser 70. На втором месте Сергей и Иван Шихотаровы (отец и сын) на автомобиле той же модели. Третье место заняли Михаил Симков и Анатолий Жигорев на Land Rover.

В классе «Туризм» первенствовали вновь гости из Литвы, второе и третье места заняли экипажи Александр Миронов – Руслан Алмазов и Константин Козлов – Александр Жижик соответственно.

В «Гранд-Туризме» не было равных Владимиру и Олегу Костроминым. А среди «внедорожных байкеров» (класс ATV) первым стал Дмитрий Хмелюк.

Подпишитесь на «За рулем» в