Без белых пятен
По утверждению Генри Форда, самый хороший автомобиль – новый, и, если позволяют средства, лучше всего приобретать машину с нулями на одометре. Проблема в том, что средства-то часто как раз и не позволяют. Еще один момент, который портит настроение покупателям нового авто, – резкое снижение его стоимости в течение первых трех лет. Оно может доходить до 50 процентов от первоначальной цены. Затем темпы падения замедляются и не превышают в среднем 7–8 процентов в год. Приобретя трехлетнюю машину за половину ее первоначальной стоимости и проездив на ней два-три года, вы при продаже потеряете всего 15–20 процентов.
На диагностике лучше не экономить
Казалось бы, при ограниченных финансовых возможностях это оптимальный вариант, но настроение портят белые пятна в биографии бэушного авто. Нет гарантии, что понравившаяся машина не побывала в серьезной аварии. Конечно, современная диагностическая аппаратура позволяет выявить следы кузовного ремонта или неполадки в моторе, однако стоит она не одну тысячу рублей, и многие на этой процедуре экономят (совершенно напрасно!).
Но и диагностика не всегда может выявить реальный пробег, а этот показатель – один из основных при оценке состояния покупаемой машины. Никакое тестирование не покажет, сколько было посещений СТО, каково качество использовавшихся масел и технических жидкостей.
Интернет вам в помощь
В общем, приобретение подержанного авто часто сравнивают с покупкой кота в мешке. Но с недавних пор на помощь любителям бэушных машин пришел Интернет. Оказывается, в некоторых странах есть компании, аккумулирующие данные обо всех зарегистрированных на их территории транспортных средствах. Собранную информацию они размещают в Сети, и воспользоваться ею может любой желающий. Небесплатно, конечно, но стоимость одного запроса, как правило, не превышает 5 долларов.
На вес золота
В США, например, такие фирмы фиксируют в своих базах данных не только смену владельца и реальный пробег машины в момент перепродажи, но и периодичность ее обслуживания в автосервисе. Там же можно узнать, был ли автомобиль в аварии или угоне, не пострадал ли он во время наводненияили града, какие детали на нем заменяли. Как вы понимаете, для покупателя машины подобная информация, в достоверности которой сомневаться не приходится, на вес золота. Ведь в случае, если данные окажутся ложными, на владельца сайта можно подать в суд.
Как это работает
Один из знакомых попросил меня проверить прошлое выставленного на продажу Lexus RX, выпущенного в 2003 году. Машина только что прибыла из США. Состояние, как у нового автомобиля: под капотом и в салоне чистота. Следов кузовного ремонта не обнаружено. Пробег – 42 тысячи миль.
Нашли в поисковой системе сайт американской компании, собирающей информацию об автомобилях, ввели VIN-код нашей машины, оплатили с помощью сотового телефона услугу и в ту же минуту получили распечатку недалекого прошлого пригнанной иномарки.
Действительно, в аварии она не была, градом ее не било, ТО проходила регулярно, но вот с цифрами на одометре вышла неувязочка. На аукцион в штате Мичиган Lexus RX был выставлен три месяца назад с пробегом 82 тысячи мили. Куда же делись 40 тысяч? Скорее всего, над одометром поколдовали российские «умельцы». В Америке за попытку уменьшить пробег запросто можно угодить в тюрьму, поскольку это квалифицируется как мошенничество. К сожалению, в нашей стране подобные действия ненаказуемы. Но это не помешало покупателю RX, предъявив полученную распечатку продавцу, уменьшить стоимость машины почти на тысячу долларов.
А если авто из Европы?
О наличии такого рода сайтов в странах Западной Европы слышать пока не приходилось, но узнать прошлое подержанной иномарки можно при наличии у продавца сервисной книжки. В ней отмечается каждое посещение автосервиса и указывается реальный пробег.
Впрочем, пролить свет на прошлое европейской легковушки иногда помогает и Интернет. Например, данные об иномарке, пригнанной из Германии для знакомого автомобилиста, мы нашли на одном из немецких сайтов, где публикуется информация о продаже автомобилей. К сожалению, VIN-код отсутствовал, но есть адрес и фамилия лица, продавшего машину. Сопоставив эти данные с теми, что были в ксерокопии купчей (оригинал остался на таможне), мы идентифицировали ввезенную иномарку и узнали ее реальный пробег.