Саквояж модельера
– Смотри – пятидверный MINI! – только так, в профиль слева, надо показывать эту редкую машину приятелям.
– Где ты видишь пять – обычная трехдверка, правда длинная какая-то?..
– Протри глаза – пятидверка! На стольник спорим?
И, обойдя машину с кормы, можно с издевательской улыбочкой протянуть руку за купюрой. Не знаю, насколько коммерчески успешной окажется эта модель для ее создателей, но начитанныe тинейджеры, практикуя такие пари, видимо, обогащаются неплохо.
Главное отличие удлиненного MINI от обычного – полноценные взрослые места сзади вместо детских. И правильнее называть его уже не хэтчбеком, а универсалом, ведь Clubman растянут не только по базе (на 80 мм), но еще на 179 мм по заднему свесу. И конечно, он, как и положено всякому MINI, 3-дверный, просто правая и кормовая двери здесь двустворчатые. Если распашной вход в багажник еще имеет практический смысл, унаследованный от дедушки (у старого, чисто английского MINI тоже была версия Clubman), то продольная асимметрия весьма спорна для авто премиум-сегмента, к числу которых относится MINI от BMW. Как ни парадоксально, но британской версии с дополнительной полудверкой слева не предусмотрено. Что дает повод для злорадства: пусть и повезло англичанам с японскими внедорожниками – кормовую дверь открывают от тротуара, но теперь и они Позади селектора АКП – джойстик навигации... Все тумблеры в едином «авиационном» стиле...но сама она, увы, не русифицирована хлебнут лиха, вылезая из MINI на мостовую – не все коту масленица…
Рад бы купить, да имидж не позволяет...
Но зачем тогда Clubman взял имя далеко не престижного предка? Видимо, маркетологи из Мюнхена намекнули на золотую молодежь с ее ночными разъездами по клубам – приехать вдвоем, уехать вчетвером. Правда, в России этот нафантазированный образ покупателя отходит на второй план, поскольку при выборе машины гораздо важнее ее соответствие полу будущего владельца. У нас все четко разложено по полочкам: одни машины для мальчиков, другие – для девочек. А MINI очень идет красивым, или, точнее, дорогим девушкам. Да и статистика дилеров подтверждает явное преобладание покупательниц над покупателями. Однако длиннобазный Clubman вряд ли назовешь женским автомобилем – не думаете же вы, что, нагулявшись и обзаведясь семьей, хозяйка маленькой стильной машинки сменит ее на такую же, но побольше? Нет, позиционировать Clubman как MINI для женщин в возрасте – вопреки всем представлениям о психологии – наши продавцы не будут. Иначе…
– Молодой человек, как вы считаете, в красненькой я буду смотреться лучше, чем в желтенькой? А вот у вас в прайсе есть MINI с... турбулентным мотором – он не слишком громко гудит?
– Могу вам предложить более практичную модификацию – Clubman. Смотрите, как тут просторно сзади! А багажник какой!
Но покупательница вдруг меняется в лице, ее канарско-сейшельский загар бледнеет, а мысли панически разбегаются в стороны: «Я что – уже перешла в разряд «старых коров»? Какой ужас! Где у них тут зеркало?»…
Значит, Clubman предназначен для сильного пола – тем, кто «очень хотел, но стеснялся купить»? Сомневаюсь. Мужской MINI мне представляется как раз короткобазным (чем легче, тем лучше) и не просто турбонаддувным на «механике», а в заводском тюнинге John Cooper Works, с 210-сильным мотором и соответствующей боевой раскраской. Причем для полного исключения сомнений на ваш счет ездить на нем надо подчеркнуто спортивно, а парковаться исключительно боком, как таксист Даниель из Марселя.
Нет, Clubman, даже в версии Cooper S, не настолько экстремален, и получается, что он и не женский, и не мужской. Зато технически весьма интересен. Во-первых, мотором. Много ли на рынке 1,6-литровых агрегатов с турбиной? Этот 175-сильный – настоящий деликатес. С таким волей-неволей взвинчиваешь темп – уж больно приятен подхват при продавливании включателя форсажа, что спрятан под короткоходной педалью газа – кик-даун АКП здесь скомбинирован с режимом Overboost двигателя. Один раз попробовав, потом всю дорогу щелкаешь этим тумблером: разгон, торможение, разгон... Моя мечта поездить на MINI с механической КП, увы, пока остается мечтой – и этот тестовый экземпляр оказался на «автомате». Последний, правда, достаточно шустрый и даже умеет тормозить двигателем при сбросе газа, а режим S тут явно лишний – все равно жмешь газ до пола.
Почти гоночное шасси, сработанное для MINI спецами BMW, – отдельная песня. Clubman отличается иными настройками подвески, однако разницы в поведении длиннобазной и обычной модификаций, учитывая почти годовую давность предыдущего теста, я не уловил. Возможно, это получится у коллег, если они прогонят машины друг за другом в одном и том же повороте, предварительно вымыв асфальт с шампунем и пригласив одного из сорока пилотов в России, умеющих нарезать круги секунда в секунду. Теоретически прибавка 75 кг в корме влечет чуть более ранний занос задней оси, однако на сухом покрытии рядовой владелец это вряд ли реализует – болевой порог боковых перегрузок водителя на MINI достигается гораздо раньше срыва шин. Ну а профи закидывать корму на асфальте просто не станет – ему важнее время прохождения. Кстати, уравнять короткий с длинным можно просто балластом в багажнике.
Итак, существенны лишь отличия в салоне, точнее – в задней его части. Объем и конфигурация багажника всегда были второстепенны для такого рода автомобилей – дорогой, но маленький покупают, изначально зная, что нагружать его не придется. И все же... В длиннобазном MINI вмещается 260 VDAлитров – на сотню больше, чем в багажнике короткого. Оценит ли это покупатель? Если он по профессии визажист или стилист, то вряд ли – что ему возить? Кейс, в котором всякие там кисточки, щипчики, спонжики и прочее, можно просто закинуть на заднее сиденье обычного маленького MINI. Другое дело модельер, у него багажа побольше. Особо ценное в коллекции, например Haute couture, пошитое в единственном экземпляре, порой спокойнее взять с собой, а не доверять грубому мужлану на грузовом фургоне. Как удобно укладывать вещи в Clubman! Распахнутые в стороны кормовые двери позволяют подойти вплотную к бамперу, не рискуя прической – хэтчбек, под дверью которого приходится возиться, сгибая спину, тут проигрывает длиннобазной версии вчистую. Если сложить обе спинки заднего сиденья, получается 930-литровый отсек – три больших чемодана встают вдоль на ребро, а уж портпледов с костюмами вмещается не один десяток. А после показа можно сотрудниц до отеля подбросить – тех, кого не разберут олигархи. Откройте полудверку справа (тяжеленная,как у сейфа!) и, не наклоняя вперед спинку переднего кресла, пролезайте на диван. Для двоих здесь вольготно, как в лучших моделях гольф-класса – даже с максимально допустимым для манекенщиц ростом 185 см не упретесь ни коленями, ни головой. Предусмотрены третий подголовничек посередине и подстаканники в боковинах. А что это там на потолке? Ох уж эти баварские перестраховщики – поставили в MINI вытяжной ремень для детского кресла!
В меньшинстве
На самом деле их очень мало. Всего около семисот MINI в год заказывают в России, и которых на Clubman приходится менее полутора сотен. Если короткий MINI доступен в «базе» с 1,4-литровым 95-сильным двигателем, то длиннобазный идет только с моторами мощностью 120 и 175 л.с. и ценой от 810 000 рублей, то есть примерно на $7000 дороже, чем MINI One. Но не только цены ограничивают круг покупателей – специфическая внешность отталкивает сильнее. Иначе состоятельные любители погонять скупали бы MINI тысячами в качестве спортивного снаряда для досуга или машины выходного дня, то есть второй или третьей. Но таких находится немного. А тот, кому MINI подходит по имиджу как основной автомобиль, не только наслаждается отточенной управляемостью, но и терпит перманентную тряску. Короткоходная жесткая подвеска и наши щербатые дороги не лучшее сочетание. Порой 5000 км пробега достаточно, чтобы машина превратилась в погремушку, поэтому неплохо бы заказать проклейку деталей салона, например, визоматом – техника этих работ доведена до совершенства на машинах семейства ВАЗ-2108. Помимо обивок и начинки дверей постукивает и все, что в салоне «плохо лежит», особенно твердые предметы, опрометчиво положенные в карманы дверей и прочие емкости, включая бардачок. В который я, эксперимента ради, сыпанул пригоршню гаек М6 – наверняка ведь хозяин машины будет держать здесь повседневную бижутерию, – после чего проехался по трамвайным путям. Да, действительно громыхает, причем звук такой неприятный… ну, в общем, какойто «пра-ативный». Решение очевидно: обклеить дно и крышку мягким моющимся материалом.
Но как быть с теми, кому Clubman просто нравится, невзирая на все эти имиджевые условности? Например, вы – рядовой совладелец цементного завода или банкир, не имеющий ничего общего с утонченными артистическими натурами. А почему бы и нет? Берите пример с европейцев, которым глубоко по барабану, что о них подумают. Разгоняться там, где другие уже давно тормозят, и прошивать связки поворотов быстрее, чем горнолыжник трассу слалома, – про все забываешь…