ВАО, далее везде
Правительство Москвы приняло весьма актуальное для многих автовладельцев постановление № 254-ПП, регламентирующее порядок компенсаций за снос плоскостных гаражей, оказавшихся в зоне строительства дорог. Документ должен позволить урегулировать эту проблему в ВАО, где в связи с возведением Четвертого транспортного кольца (ЧТК) и развязки в Вешняках под бульдозер пойдут тысячи таких строений. Однако закрепленные в постановлении положения отныне будут применяться и в других районах столицы. Так что пример «восточных» гаражей может оказаться весьма поучительным.
Натуральный обмен
В отличие от владельцев «ракушек», над которыми угроза сноса висит не первый год, обладатели капитальных одноэтажных гаражей до недавнего времени чувствовали себя вполне уверенно. Гром для них грянул лишь после того, как проектировщики окончательно определились с маршрутом прохождения Четвертого кольца, а чуть позже – со схемой развязки в Вешняках: два ее «клеверных листа» оказались как раз в самой гуще гаражной застройки.
Первоначально членам этих кооперативов предлагали денежную компенсацию, рассчитанную исходя из независимой оценки их гаражей плюс временное прибежище для автомобилей на открытой стоянке до тех пор, пока строится обещанный многоуровневый паркинг, место в котором можно потом приобрести за компенсационные деньги. Однако схема «утром деньги – вечером стулья» большинству владельцев не понравилась. Они настаивали на «натуральном обмене», опасаясь, что полученных сумм на покупку нового машиноместа в итоге просто не хватит.
Что удивительно, эти требования городские власти в конце концов приняли к сведению. Правила игры при демонтаже плоскостных объектов в районе ЧТК было решено изменить, что и нашло отражение в недавно принятом документе.
Согласно постановлению те, у кого право собственности на гараж зарегистрировано в установленном порядке, место в паркинге получают отныне путем простого обмена, естественно, безвозмездно и также в собственность. При желании хозяева могут отказаться от него в пользу денежной компенсации.
Владельцы, не имеющие правоустанавливающих документов на подлежащее сносу сооружение, могут выбирать между инвестированием строительства нового гаража (с зачетом стоимости старого), бессрочной арендой машиноместа в нем (плюс денежная компенсация) или только компенсацией, равной оценочной стоимости объекта.
С земли на небо
По данным префектуры ВАО, в жертву ЧТК предстоит принести в общей сложности около 8000 гаражей, порядка 3000 из которых необходимо вывести в первую очередь. На смену им в ближайшее время придут два многоуровневых паркинга общей вместимостью 5000 машиномест, возведенных в наддорожном пространстве будущей магистрали (между Вольной и Кирпичной улицами и рядом с 9-й улицей Соколиной Горы). Сдача одного из них должна была состояться уже в мае, но этим планам помешал ГСК, гаражи которого стояли прямо при въезде на строительную площадку. Здесь владельцы долго не соглашались на снос: они требовали перенести строительство чуть в сторону, поскольку оно затрагивало лишь часть территории их кооператива. В итоге конфликт себя исчерпал, строители приступили к работе, и первый паркинг должен быть готов в конце августа. Ввод в эксплуатацию второго паркинга также ожидается до конца года. Благо простора над Четвертым кольцом предостаточно, на ближайшую перспективу намечено опережающими темпами возвести еще несколько подобных объектов. В сумме эти «воздушные замки» дадут ВАО порядка 20 000 машиномест.
Помимо неогороженной парковочной площадки каждый здешний новосел сможет пользоваться подсобным помещением, оборудованным шкафами для хранения резины, инструментов и т.п.
Счастливцевы и несчастливцевы
Со стоимостью машиноместа в многоэтажном гаражном комплексе власти на момент написания статьи еще не определились. Предварительно известно, что составит она плюс-минус 350 тысяч рублей.
Однако для получения места автоматом, по обмену, то есть фактически бесплатно, у 90 процентов хозяев гаражей нет юридических оснований: у них нет свидетельства о праве собственности на эти строения. Объяснение этому простое: подавляющее большинство ГСК появились в советское время, а тогда главным при их создании было разрешение райисполкомов –с прочими формальностями ни власти, ни простые граждане особо не заморачивались. Кто же знал, как через десятки лет «выстрелит» эта бумажка, без которой ты уже не собственник, а просто владелец и согласно постановлению № 254 условия для тебя предусматриваются уже куда менее интересные. Вариантов у этих самых владельцев, как уже говорилось, два. Первый – профинансировать строительство нового машиноместа, покрыв разницу между его себестоимостью и стоимостью старого гаража, которая при этом будет засчитываться. Второй – арендовать это машиноместо, предварительно получив причитающийся денежный эквивалент снесенного строения.
По словам пресс-секретаря префектуры ВАО Андрея Иванова, оценочная стоимость сносимых гаражей, определением которой (по рыночным расценкам) занимается несколько независимых компаний, может варьироваться от 150 до 500 тысяч рублей (с учетом типа и состояния постройки, обеспеченности ее коммуникациями, расположения ГСК и т.д.). Таким образом, получается, что если гараж оценят по максимуму, владелец по своим возможностям практически ничем не уступит собственнику. А если по минимуму – для приобретения машиноместа над ЧТК ему придется доплатить до 8 тысяч долларов. Правда, у тех, кто не сможет или не захочет этого делать, останется еще один выход – получение места в аренду, которая, по постановлению, не может быть выше 160– 260 рублей за квадратный метр в год. При площади машиноместа 20 квадратных метров это всего 250–500 рублей в месяц, и если выплачивать их из компенсации, то при нынешних расценках ее хватит на десятки лет вперед. Кстати, граждане, получившие деньги в период действия старой схемы, когда никакой другой альтернативы не предполагалось, имеют возможность, что называется, отыграть назад, и, если им это выгоднее, воспользоваться меной, покупкой или арендой.
При этом стоит добавить, что на некоторых граждан сие не распространяется. Это владельцы гаражей, не проживающие в Восточном округе. Для них, как и до принятия постановления, существует только один вариант возмещения ущерба – деньги. По словам Андрея Иванова, принимая такое решение, власти города и округа исходили из принципа социальнойсправедливости. Поскольку все эти люди, проживая в других частях Москвы, используют свои гаражи не для хранения авто, а под склады или сдачу в наем, выделять им остро дефицитные машиноместа наверху сочли нецелесообразным. Таких несчастливцевых, по данным префектуры ВАО, в округе оказалось несколько сотен.
Что не снесут, то надстроят
Великое переселение в окрестностях ЧТК по планам должно завершиться до конца года. На очереди плоскостные строения в Вешняках. Их владельцам будут предложены места в многоуровневых паркингах, которые появятся в этом районе на территории транспортно-пересадочного узла (ТПУ).
Изначально для возведения этих объектов предполагалось привлечь исключительно частные инвестиции. Однако, как только стало ясно, что из зоны проектируемой развязки необходимо вывести десятки ГСК, строительство части мест в этих паркингах было решено профинансировать из городского бюджета. Они и перейдут хозяевам гаражей в районе 7-го километра МКАД, которых, по данным префектуры ВАО, порядка 1000–2000. Варианты возмещения ущерба при этом будут те же, что и при «расселении» зоны ЧТК. Поскольку процент собственников и в этом случае, скорее всего, окажется небольшим, владельцам, чьи гаражи не вышли ценой, также придется выбирать между покрытием части стоимости машиноместа за свой счет, арендой или денежной компенсацией, а тем, кто не прописан в ВАО, довольствоваться только деньгами. Далее эта схема будет действовать по всей Москве.
Кстати, и те одноэтажные капитальные гаражи, которые никому не мешают, в своем нынешнем виде, очевидно, просуществуют недолго. Для увеличения количества парковочных мест в городе их собираются сделать многоэтажными, приспособив сверху второй уровень. Причем с тем, как реализовать эту идею чисто технически, в Департаменте градостроительства проблем не видят – основные сложности связаны с документальным оформлением таких построек. Что же касается отношения к подобным пертурбациям старожилов, хозяев потенциальных первых этажей, власти считают: для них появление соседей сверху сулит только выгоды. Ведь число членов ГСК, как и сумма, поступающая от взносов, при этом увеличится вдвое, а значит, у кооперативов появятся дополнительные возможности по улучшению своего сервиса.