Плоды воображения
ПАРТИЯ КОНСЕРВАТОРОВ
Продукция фирм, специализирующихся на «заряженных» автомобилях, как правило, выглядит неброско. Но здоровый консерватизм в Германии ценят – «мерседесы» от «Брабуса», «Климана» или АМГ быстро находят своих покупателей.
Взять хотя бы «Мерседес-SL», доработанный «Брабусом». Мощность его двигателя выросла с 476 до 550 л. с. при 6200 об/мин, а крутящий момент достиг 780 Н.м при 3000 об/мин. Автомобиль, именуемый теперь Brabus K8 (SL55), разгоняется до сотни за 4,5 с, а до 200 км/ч – за 13,6 с. Максимальная скорость ограничена 300 км/ч. Электронный модуль при движении на высокой скорости опускает кузов на 15 мм. Не забыты и тормоза. Вентилируемые перфорированные передние диски диаметром 400 и толщиной 36 мм «берут в плен» скобы с двенадцатью поршнями. В конструкции этой модели широко используется углепластик. Чем не «Феррари»? И цена под стать – вдвое выше, чем у серийного «Мерседеса-500SL».
Даже из малюсенького «Смарта» «Брабус» ухитрился сделать подобие спортивного автомобиля, доведя мощность двигателя до 70 л. с. и максимальную скорость аж до 135 км/ч (по электронному ограничителю). Зато колеса – как у взрослых: 16 дюймов спереди и 17 – сзади. Заодно (кроить так кроить!) отрезали крышу, превратив купе в кабриолет. Серьезный «Брабус» продает и несерьезные товары: спортивную одежду, зонтики, галстуки, брелоки, модели автомобилей, видеокассеты, часы, зажигалки… Все это, естественно, с фирменной символикой.
Технологические особенности своей продукции тюнинговые ателье тщательно скрывают – это их хлеб. АМГ, к примеру, дополнительно указывает изменения диаметра цилиндра и хода поршня, а «Брабус» такой информации ни в одном каталоге не дает: за счет чего увеличивается рабочий объем, знают только специалисты. Но заказывать новый блок слишком дорого даже для грандов тюнинга. Как правило, результата добиваются малой кровью: устанавливают турбо- или механические нагнетатели, дорабатывают впускной и выпускной трубопроводы (полируют, корректируют волновую настройку), совершенствуют программу управления двигателем.
Внешний тюнинг у большинства крупных ателье не блещет оригинальностью, а машины зачастую различимы лишь по фирменному шильдику на крышке багажника. Похожи, как близнецы, и вседорожники – одни и те же пороги, «кенгурятники», спойлеры, юбки. Найти что-то яркое, индивидуальное на этот раз не удалось.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ
Большой раздел выставки посвящен автодизайну – вернее, его самобытной ветви. Вот где глаза разбегаются! Тут и дрегстер Big Bull («Большой бык») с шестицилиндровым мотором объемом 20 л и мощностью 5000 л. с., и 48-цилиндровый мотоцикл – три 16-цилиндровых V-образных двигателя скомпонованы вдоль один на другим, объем каждого цилиндра 87,5 смз, общий рабочий объем двигателя – 4,2 л. Этот колосс весит тонну, мощность двигателя и скорость мотоцикла не объявлены. Впрочем, и без них место в Книге рекордов Гиннесса ему обеспечено.
Золотыми панелями мобильных телефонов и сантехникой из драгоценного металла сегодня уже не удивишь – нувориши есть в каждой стране. А вот позолоченный родстер Xeno III – пока единственный в своем роде. Построил его Ник Паг из Пасадены (штат Калифорния, США) в собственном дизайнерском центре. Видать, блеск желтого металла до сих пор притягивает потомков конкистадоров. Во что обошелся этот шоу-стоппер, создатель умалчивает, но цену объявил без запроса: один миллион долларов. По его утверждениям, 8,5-литровый мотор «Шевроле» мощностью 500 л. с. разгоняет Xeno III до 250 км/ч, несмотря на рубленые формы в духе БТР. Однако, скорее всего, на дорогах мы его не увидим: удел заокеанского чуда – сверкать на выставочных подиумах или в гараже состоятельного коллекционера.
А вот и серьезный концепт-кар, вернее, его макет в натуре, победивший на конкурсе фирмы «Пежо» (фото в заголовке). Автору проекта «Пежо-4002» 32-летнему художнику-графику из Германии Стефану Шульце в 2003 году на Женевском автосалоне был вручен приз La Griffe*(«Коготь») вместе с чеком на 5 тыс. евро. В основе концепта – «Пежо-402» 1936 года, что соответствует девизу конкурса «Когда будущее имеет прошлое». Автор сумел уловить основные черты машины почти 70-летней давности. Лет через пять-семь проект может стать реальностью.
ВЫСТАВКА-ПРОДАЖА
Около 400 раритетов демонстрировались в зале старины и классики. Но ими можно было не только восхищаться – на каждом табличка с ценой. На продажу выставили знаменитые в свое время «Ламборгини», «Феррари», «Мазерати» – все на ходу и в прекрасном состоянии.
Специальный раздел посвящен 55-летию выступления «Феррари» в формуле 1 (1948–2003). Здесь – многие из легендарных гоночных автомобилей, начиная с «Феррари-Типо 125» (1948– 1949 гг.) с полуторалитровым 12-цилиндровым мотором мощностью 230 л. с. с компрессором и заканчивая чемпионскими машинами М. Шумахера с трехлитровым двигателем V10, развивавшим 800–850 л. с.
СДЕЛАЙ САМ
В мире тюнинга такое же разделение на тяжелое и легкое машиностроение, как и в других областях производства. Одни специализируются на конечном продукте – автомобилях, другие поставляют запчасти и аксессуары. Посетители выставки могли купить то и другое прямо у стендов.
Гвоздем салона стали, безусловно, легкосплавные колеса: почти каждая фирма предлагала свою комбинацию числа спиц и формы граней. Конечно, речь идет о дизайнерских решениях, изготовление колес – удел специализированных фирм, которых сегодня в Европе тоже с избытком. Посадочный диаметр достиг 24 дюймов – догнали «Бугатти Ройял» 30-х годов! Правда, такие колеса красовались отдельно, на автомобилях были все-таки поменьше – 21–22 дюйма.
Большой спрос на стильные атрибуты: ручки КП под дерево и углепластик, всевозможные молдинги, декоративные накладки на крышку бензобака, металлические накладки на пол и педали, насадки на выпускные трубы, тонирующие пленки, кабели. При этом все товары сертифицированы и одобрены для продажи компетентными организациями, включая TU..V – Объединение по надзору за транспортом. И глушители с жерлом под стать пушкам «Авроры» полностью соответствуют Правилам ЕЭК ООН и директивам ЕС по уровню наружного шума.
ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ
На вопрос о симпатиях европейцев трудно ответить однозначно. Молодежь ценит мощный звук и внешние «прибамбасы» – нам это тоже знакомо. Близкие к спорту и состоятельные клиенты заказывают глубокий тюнинг с форсировкой двигателя, доработкой подвески, трансмиссии, тормозов и т. п. В массе тюнингом занимаются молодые, старшее поколение предпочитает вложить деньги в серийный автомобиль более высокого класса.
Заметная тенденция – рост интереса к тюнингу «француженок» и «японок» (во многом из-за их меньшей цены), а также традиционно популярных в Европе универсалов, в том числе спортивных, типа «Альфа-Ромео-156».
РОССИЙСКИЙ СЛЕД
Ну а как выглядит Россия на этом празднике автомобильных фанатов? В этот раз наших стендов на выставке не было, хотя год назад немецкий импортер демонстрировал «Ладу-112 Супер 1600». Однако спрос на российских дизайнеров в Европе есть: одни работают в центрах стиля известных фирм, другим, как Владимиру Ярцеву, удалось открыть собственное дело. «Ярцев Дизайн» трудится над заказами АвтоВАЗа, «Рено», «Ниссана», «Порше».
В России запросы большинства клиентов пока ограничиваются синими лампочками и толстыми выхлопными трубами. Впрочем, уже сегодня в стране есть фирмы, которые «заряжают», обслуживают и ремонтируют серьезные автомобили. Может, и у нас будут проходить выставки такого уровня, а россияне смогут судить о мировых новинках не только по журнальным статьям.
«Брабус-К8»: 4,5 секунды до сотни.
Вариант внешнего тюнинга «пятерки» БМВ.
Эта гора шпатлевки станет «Пежо-4002» (на заставке).
Mazda RX-8 – объект для тюнинга. Задние распашные двери намного у’же передних, но задние сиденья вполне доступны.
Xeno III больше похож на багги или гигантскую детскую игрушку, чем на серьезный автомобиль. Здесь главное – снаружи: все, что блестит – чистое золото.
Подбор цветовой гаммы тоже можно назвать тюнингом.
Легкосплавные колеса на 24 дюйма – изюминка прошедшего салона.
Любитель хот-родов «подрезал» свою «Вольво-145» 1972 года до высоты 92 см. Две (вместо четырех) боковые двери открываются наверх («крылья чайки»). Шестицилиндровый двухлитровый мотор форсирован до 170 л. с.
Тюнинг «Ауди А4 Кабрио», выполненный фирмой Seidl Tuning und Design GmbH.
ФОТО: АВТОРА, «БРАБУС», «ПЕЖО». РИСУНКИ: ВЛАДИМИР ЯРЦЕВ