Сила звука

Сила звука

Выбор и установка автомобильных аудиокомпонентов нередко озадачивает владельцев машин: какому производителю отдать предпочтение, какой тип устройства выбрать, как правильно установить? На вопросы ГЗР отвечают эксперты в области автозвука Максим Тутельян, технический специалист сети магазинов Autolife, и Игорь Кулигин, руководитель студии «Техно-Арт».

ГЗР: Какие основные типы головных устройств используются в автомобилях, каковы их ценовые параметры?

М.Т.: Головные устройства, воспроизводящие только формат CD, сейчас находятся в меньшинстве. Зато они дают более высокое качество звука по сравнению со сжатыми форматами. У некоторых производителей еще остались топовые головные устройства, которые не предназначены для работы с MP3 и хорошо читают только формат CD. Такие устройства выпускаются довольно редко, одна модель может оставаться в линейке и 10 лет, причем цена на нее с течением времени не падает. Они используются для построения систем соревновательного уровня, поэтому стоят от 1000 у.е. и выше. Это головные устройства таких производителей, как Denon, Pioneer, Clarion, McIntosh, Fujitsu Ten.

Устройства, поддерживающие форматы CD и MP3, одни из самых распространенных. К эконом-классу относятся Mystery, Prology, Soundmax, Hyundai, Lada, Premiera, и другие. Их стоимость – от 1600 до 2100 рублей. Это нормальная цена за обычное головное устройства, имеющее тюнер, CD/MP3, встроенный усилитель, съемную панель. Более именитые производители – Pioneer, Sony, Kenwood, Clarion, JVC, Panasonic – оценивают свою продукцию в 2300–5000 рублей; а Alpine, лидер среди производителей головных устройств, – в 5600–18 000 рублей.

Последние модели головных устройств могут воспроизводить и видео, например с iPod. Актуальной стала возможность расширения функций головных устройств за счет подключения к ним USB и карт памяти. Около 50% головных устройств имеют такие возможности, и это очень удобно. Есть также интересный класс устройств – цифровые медиаресиверы, которые есть в модельном ряду Alpine, Clarion, Prology. Их объединяет одно – у них нет транспорта, то есть некуда вставлять диск, зато можно подсоединять iPod, USB, карты памяти. Они предназначены для людей, которые уже отходят от использования дисков. Это достаточно недорогие и надежные устройства, в них есть усилитель, тюнер и интерфейс управления дополнительными гаджетами. Часто в них есть и Bluetooth. Сейчас появился новый класс устройств для автомобилей – Bluetooth-модули. Их цены – 1500–8000 рублей.

Что касается головных устройств, поддерживающих формат DVD, то они в последнее время значительно подешевели. Самое обычное устройство без монитора, с возможностью чтения CD/MP3- и DVD-дисков и видеовыходом на задней панели стоит от 2300 до 8000 рублей. Этот сегмент постепенно вымирает, потому что его замещают DVD-ресиверы с встроенными в переднюю панель ЖК-экранами, которые позволяют получить больше почти за те же деньги. Такие устройства стоят от 4000 до 19 000 рублей.

ГЗР: В какую сумму можно уложиться при покупке акустики?

М.Т.: Купить комплект за 300 рублей – не проблема, равно как и за 300 у.е. и выше. Все зависит от того, что человек хочет получить. К примеру, средний бюджет демо-каров – от 60 до 100 тысяч у.е., поэтому верхний порог цены акустики для серьезных проектов довольно высок. В то же время стоимость комплекта для обычного покупателя чаще всего колеблется в диапазоне от 700 до 2000 рублей.

ГЗР: Какие бренды самые популярные в Воронеже?

М.Т.: Наш город не отличается от остальных регионов в плане популярности брендов: Alpine, Pioneer, Clarion, Sony, JVC, Panasonic преобладают в премиум-классе; Mystery, Prology и Hyundai – в эконом-классе. Есть также бренды Soundmax, Lada, Premiera и другие, которые тоже делают недорогую и качественную аппаратуру, но имеют меньший ассортимент, чем Mystery, Prology и Hyundai.

Из акустики в премиум-классе (от 120–200 у.е.) наиболее популярны Morel, E.O.S., Soundstream, DLS, Hertz, Focal, Alpine и другие. Эконом-класс представляют Challenger, Kenwood, Clarion, Prology, Mystery, Soundmax и пр., то есть выбор очень большой. По объемам продаж на первом месте стоит Pioneer, на втором – JVC, третье делят Alpine и Sony.

ГЗР: Для чего нужны автомобильные усилители?

М.Т.: Дело в том, что установить качественный усилитель в головное устройство в принципе невозможно. И причин этому несколько. Во-первых, работа усилителя предполагает отвод тепла от транзисторов. Для этого необходимы металлические радиаторы, роль которых чаще всего выполняет массивный корпус усилителя. Во-вторых, качественные усилители делаются из довольно габаритных компонентов. Размеры некоторых из них таковы, что их физически невозможно разместить внутри головных устройств. В-третьих, в усилителе должна быть сделана грамотная разводка платы, исключающая взаимные помехи от радиоэлементов. Выполнения даже одного из этих условий в габаритных размерах магнитолы достичь не получится. Штатный усилитель современного головного устройства выдает номинальную мощность 16–19 Вт на канал. (То, что производители указывают на коробках, – это максимальная мощность, измеренная в идеальных условиях.) Поэтому для того, чтобы динамики не хрипели на мощностях, близких к максимальным для магнитолы, используются внешние усилители. Их номинальная мощность начинается с 40 Вт на канал. А вот этого уже вполне достаточно, чтобы качественно усилить фронтальную и тыловую акустику, избавиться от искажений. Автомобильный усилитель, по большому счету, нужен не для того, чтобы было громче, а для того, чтобы звук был более качественным. Громкость в данном случае – уже следствие.

И.К.: Самая простая по составу аудиосистема состоит из головного устройства и динамиков, но для повышения динамического диапазона мощности даже самой высококлассной магнитолы не хватает. Поэтому приходится прибегать к использованию усилителей, которые воспроизводят тихие сигналы неискаженными. В зависимости от того, какая система строится в машине, нужно подбирать соответствующий усилитель. Его нужно ставить в те места, где он не будет мешать (но не вверх, ведь он может перегреться и перестать работать) и где не будет портить внешний вид салона.

ГЗР: Какие существуют типы акустики, в каких случаях они используются?

М.Т.: Корпусная акустика еще производится некоторыми фирмами, но она уже давно изжила себя, в ней нет необходимости, она звучит намного хуже, чем все остальные, а ее единственным плюсом является лишь то, что не нужно тратить деньги на установку. Широкополосная акустика часто присутствует в штатной комплектации машины, но многие производители уже стали ставить компонентную. Принципиальное отличие этой акустики в том, что каждый динамик воспроизводит те частоты, на которые он рассчитан. Двух-трех полос однозначно достаточно для качественного воспроизведения музыки, но производители автомобильной аудиотехники имеют в своем ассортименте даже четырех- и пятиполосную акустику. Что же касается продаж, то широкополосной акустики продается, в последнее время, мало, а вот компонентная (разнесенная) пользуется большим спросом.

И.К.: Для каждого конкретного случая можно подобрать определенный вид акустики. Компонентная по качеству всегда выше, чем остальные, но ее нужно не только правильно подобрать, но и правильно установить и настроить. Использование в автомобиле многополосной акустики зависит от того, что хочет получить ее владелец. Чем больше полос, тем больше проблем при установке. Даже крупные специалисты всегда стараются делать как можно меньше полос: как правило, две, и только если хорошего результата добиться не удается, они ставят три или четыре. Начинающим «строителям» аудиосистем не рекомендуется увлекаться многополосной акустикой. Три полосы придуманы для того, чтобы более равномерно разместить звук, но нужна такая акустика далеко не всем.

ГЗР: Для чего служит сабвуфер?

М.Т.: Сабвуфер, безусловно, нужен в автомобильной аудиосистеме, поскольку обычная акустика не может воспроизводить частоты ниже 80 Гц. А значит, весь бас в таком случае остается «за кадром». Сабвуфер работает в диапазоне примерно от 30 до 120 Гц, воспроизведение самых низких частот – это и есть его предназначение.

ГЗР: Что лучше использовать для установки автозвука – штатные места или врезку?

И.К.: Все зависит от цели, которой добивается человек, устанавливая ту или иную аудиосистему. Если музыка нужна ему лишь в качестве фона – это одно, если он аудиофил – это совсем другое.

Если штатное место продуманохорошо, то нужно ставить динамики туда. В противном случае следует интегрировать компоненты аудиосистемы в автомобиль. Что использовать – врезку или штатное место, – зависит от типа машины и от желания человека. Конечно, лучше всего использовать штатные места, потому что чем меньше установщики будут пилить, сверлить в салоне машины, тем лучше. Мы стараемся всегда использовать штатные отверстия, придумываем специальные конструкции, чтобы не нарушать гармонию дизайна. Да и с точки зрения сохранности салона использование штатных мест более предпочтительно.

ГЗР: Какие существуют способы доработки автомобиля под звук?

М.Т.: Для этого можно использовать подиумы, акустические полки, делать шумоизоляцию и т.д. Подиум дает возможность установить в дверь динамики большего диаметра, сделать небольшой «доворот», то есть повернуть их в нужном направлении, чтобы избежать «стоячей волны» и добиться более качественного звучания.

При прослушивании музыки в машине человек сталкивается с проблемой временных задержек. Дело в том, что расстояние от его головы до динамиков неравное, поэтому происходит искажение звуковой сцены. Чтобы это скорректировать, необходимо «задержать» сигнал от ближних динамиков, чтобы он пришел одновременно с сигналом от дальних динамиков. Именно для этого нужны встроенные процессоры. Головные устройства со встроенными процессорами стоят от 12 тысяч.

И.К.: Подиум – это попытка поставить динамик там, где это не предусмотрено конструкцией салона. Причем так, чтобы это работало, было красиво и не мешало. Для подиумов свои требования: динамик в них должен сидеть очень плотно, не должен вибрировать. Иногда небольшой динамик, установленный в штатном месте, звучит гораздо лучше, чем большой, но установленный неправильно на подиуме, поэтому к этим элементам аудиосистемы тоже нужно относиться внимательно. Чем тяжелее и плотнее подиум, тем лучше, потому что динамик в нем не будет вибрировать.

Шумоизоляция – это трудоемкая и не самая дешевая вещь. Для достижения нужного результата ее надо делать целиком. Если в машине стоит качественная аппаратура и акустика и вашей целью является хорошее звучание, повышение класса своего автозвука, то шумоизоляция очень приветствуется. Если же вы воспринимаете музыку только в качестве фона, то обойтись можно и без нее. Дополнительным способом получения качественного звука в машине может служить более мощный генератор, но далеко не все способны его сделать. Например, зимой энергобаланс в автомобиле отрицательный, штатного генератора не хватает на все рабочие процессы, и дополнительный был бы весьма кстати. Но это не всегда реализуемо, и при работе со звуком мы стараемся ориентироваться на то, какой у автомобиля штатный генератор. Того же эффекта, что и при дополнительном генераторе, можно добиться, используя специальные аккумуляторы глубокого разряда.

ГЗР: Какую роль в аудиосистеме играют ее установочные компоненты, например провода?

М.Т.: От проводов может зависеть очень многое. Вообще, если рассматривать всю аудиосистему в автомобиле с точки зрения влияния на звук, то первое место по важности займет акустика, второе – головное устройство, третье – усилитель и только четвертое – провода. Поэтому если система качественная, то плохими проводами легко можно все испортить. К вопросу сечения силовых проводов нужно подходить максимально внимательно. Лучше всего использовать специальные таблицы расчета или проконсультироваться у продавцов. Если для питания усилителя применить недостаточно толстый провод, то его мощность сильно снизится, а провод будет нагреваться, что, конечно, недопустимо.

Довольно специфической вещью является конденсатор, его использование необходимо только в системах премиум-класса с суммарной мощность от 300–400 Вт. Как правило, конденсатор применяется там, где стоят не менее двух усилителей, один из которых работает на сабвуфер.

И.К.: Провода играют важную роль в системе, и их выбору нужно уделять большое внимание. Следует учитывать мощность, тип проводки и многие другие параметры, поэтому лучше всего обратиться за советом к специалистам или прочитать специальную литературу, прежде чем покупать и присоединять провода. Что касается конденсаторов и фильтров, то они, конечно, полезны, но не всем и не всегда бывают нужны, а степень их полезности определяется в каждом конкретном случае.

Подпишитесь на «За рулем» в