Широко зажмурясь…
АВТОКЛУБ
МАСТЕРСКАЯ: КОЛПАЧКИ
ШИРОКО ЗАЖМУРЯСЬ…
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
Корни «саморемонта» уходят в историю автомобилизации страны. Недоступность сервиса, многомесячные очереди, высокая стоимость услуг при сомнительном качестве, необходимость оставлять беззащитный автомобиль нечистым на руку «мастерам» – все это подхлестывало инициативу автолюбителей. Самодеятельность стала нормой. Была в этом и светлая сторона: попробуйте-ка назвать другую державу с подобной «плотностью» умельцев на квадратный километр!
Сегодня «сервисов» больше, чем булочных. Но не доверяет им здравомыслящий человек – на то множество доводов! – и простые работы пытается делать самостоятельно. Вот только всегда ли они просты? Очень часто автолюбитель пускается в авантюру, положась на авось.
…Позвонивший настойчиво просил принять автомобиль на ремонт двигателя. Аргументировал серьезно: «семерка» прошла 110 тысяч, сильно дымит, расход масла разорительный, свечей хватает максимум на неделю. Как не помочь заказчику? В назначенный день автомобиль стоял у нас в боксе, владелец же отправился на работу муниципальным транспортом.
С чего начать? Вывернули свечи – с них чуть ли не капало масло! А под клапанной крышкой чисто: ни копоти, ни смолистых отложений. Как же увязать первое и второе? Возможно, износились маслосъемные кольца. Или маслоотражательные колпачки так задубели, что перестали уплотнять клапан. Бывает, впрочем, то и другое вместе.
Мы решили начать с проверки колпачков. Не затевать же сразу разборку двигателя и его ремонт! Рассухарили один клапан, другой, третий… И картина стала проясняться. Колпачки выглядели интригующе! Один сбит набок, у другого манжетка набекрень, оторвана, третий вообще соскочил с посадочного места. Ни одного полноценного не нашли. Так вот куда уходило дорогостоящее масло!
Конечно, колпачки мы поставили новые. Пустили мотор. Вначале он дымил, как дизель «дальнобойщика» зимним утром, – в системе выпуска скопилось масло. Но минут через сорок сизый дым исчез, параметры токсичности улеглись в норму. Конечно, карбюратор был вычищен и отрегулирован, зажигание проверено, свечи поставлены новые. Компрессия в цилиндрах оказалась на уровне 12 кгс/см2 при очень небольшом (меньше 1 кгс/см2) разбросе между ними.
Через час появился владелец, слегка напуганный неожиданно скоротечным ремонтом! Вот выдержки из его поучительного рассказа. Поначалу никаких проблем с автомобилем не было, если не считать гарантийного периода, когда пришлось регулярно ездить на пресловутые ТО, которые оставили в душе неприятный осадок. По гарантии меняли помпу, крестовину и главный тормозной цилиндр – последний достался особенно тяжело, после неоднократных просьб и письменной жалобы! При этом за услуги, даже отсутствующие в сервисной книжке, деньги с клиента брали охотно и исправно. Как видим, решение всячески избегать автосервиса человек выстрадал, а собственный слесарный опыт у него был. Когда-то впервые сам отрегулировал зазоры в клапанах, по-настоящему поверил в свои силы. Так и пошло…
Когда пробег подходил к ста тысячам, у двигателя появились первые признаки старости – он стал «подъедать» масло, в выхлопе показался сизый дымок, а тут техосмотр на носу. Кое-как прошел... Но расход масла все увеличивался, пока не лишил автовладельца аппетита и сна: впереди замаячило неотвратимое – ремонт двигателя. Вот тут и помог советом сосед: ты, мол, попробуй сначала колпачки заменить, может, дело в них?
Наутро наш герой приступил к делу. Сначала все шло как по маслу: выставил фазы, ослабил цепь, снял звездочку, распредвал с «постелью», рокера. Но при попытке рассухарить первый клапан возникла проблема: крошечные сухарики словно приварились к стержню! Пока что-то получилось, помучился изрядно…
Еще трудней оказалось стащить с посадочных мест колпачки. Боясь сломать втулки, возился не один час, пока победил. Новые посадил без проблем, но когда приступил к «засухариванию», в одной из попыток сухарик «выстрелил»… и можно считать чудом, что через полчаса, вооружась магнитом, его удалось отыскать. А то не миновать бы похода в магазин.
Дальше еще страшнее. Устанавливая на место корпус с распредвалом, похолодел от ужаса: перед разборкой не пометил правильное положение. Как теперь ставить? Пока сообразил, чуть не поседел. А тут и звездочка не захотела садиться на вал, зараза! Еле-еле управился, да еще при установке фаз дважды ее переставлял по цепи! Наконец, отрегулировал клапаны, поставил на место крышку ГРМ – и попробовал пустить двигатель. Не тут-то было. Крутил, пока не начал садиться аккумулятор… К счастью, снова откуда-то материализовался сосед и объяснил: сбито положение валика трамблера. Переставили, отрегулировали зажигание – и двигатель, наконец, заурчал. Хозяин вздохнул с облегчением, но рано – выхлоп оставался все таким же дымным. «Вся работа коту под хвост, – решил он, – видно, нужен ремонт посерьезней». Так и попал к нам.
Осталось показать ему снятые колпачки и объяснить, что их посадка – дело самое деликатное. Чуть не так нажал, надорвал – и конец! Еще повезло, что не погнул клапаны, не угробил направляющих втулок. А то вопрос о ремонте двигателя пришлось бы обсуждать всерьез.