Кинетический паркет
Проходящий мимо пожилой человек поднял испортившееся переменчивой погодой настроение: «Ребята, вы что, кино снимаете?» Нет, старик, мы снимаем «Кугу»! Жаль, среди прохожих не оказалось ботаника, объяснившего нам, что кугой в народе называли растения семейства осоковых, например озерный камыш. А в Ford of Europe так окрестили первенца из семейства «паркетных» – новый компактный кроссовер Ford Kuga. Хотя без камышей все равно не обошлось.
Для многих появление этой модели стало приятным сюрпризом. От создателя российского бестселлера как-то не ждали освоения новой ниши. Привыкли к Focus, Fiesta, Fusion, Mondeo и вот тебе – маленький внедорожник. Зачем он нужен? В Европе и в России стали массово пересаживаться на компактные и относительно доступные кроссоверы, сопоставимые по цене с популярными седанами D-класса. Теперь представьте, сколько владельцев машин с голубым овалом в поисках недорогого полноприводного автомобиля были вынуждены уходить к другим производителям. Я лично знаю три таких случая, а в континентальном масштабе это наверняка огромные цифры, которые экономисты Ford с грустью переводили в доллары упущенной выгоды.
Конечно, можно вспомнить Ford Maverick, безуспешно пытавшийся составить конкуренцию японским паркетникам. Но уменьшенный вариант Ford Explorer европейцы не поняли, и американский Maverick молча ушел со сцены, но не надолго. Его глубоко модернизированная версия под названием Escape уже продается в российских автосалонах. И самое интересное, он дешевле Ford Kuga. Но Kuga – это стопроцентно европейский автомобиль, а какая пропасть лежит между европейским и американским отделениями Ford, думаю, рассказывать не надо.
Платформа новинки позаимствована у Focus, что изначально намекает на шоссейный характер автомобиля. Внести в него внедорожные повадки призваны увеличенный клиренс, расширенная колея и многодисковая муфта Haldex для передачи момента на задние колеса, хотя в Европе реализуется и переднеприводная модификация. Колесная база у кроссовера и вовсе рекордная в своем классе – 2690 мм, что на 50 мм больше, чем у соплатформенных Focus, C-MAX, Volvo S40 и Mazda3. У Toyota RAV4 база, к слову, на 130 мм короче, а вот по габаритным размерам они сопоставимы. Дополнительные сантиметры между осями оценят пассажиры второго ряда. В дальней дороге на тесноту вряд ли кто пожалуется, а вот багажник маловат. И хотя для многих 360 л – вполне приемлемая величина, сравнимая с грузовыми отсеками хэтчбеков гольф-класса, но всегда хочется большего. Зато пятая дверь оборудована открывающимся окном: можно приподнять только заднее стекло, а сама крышка остается неподвижной. Подобная компоновка удобна, если вы, к примеру, хотите закинуть в багажник пару сумок или не можете в ограниченном пространстве полностью открыть багажник.
Внутреннее убранство Kuga – очередной образец унификации. Передняя панель практически полностью позаимствована у компактвэна C-MAX, приборы – у обновленного Focus. Приятный глазу интерьер разбавлен качественными отделочными материалами. Короче говоря, привыкать по большому счету не к чему: все знакомо и все на своих местах. И даже неудобная регулировка поясничного подпора, представляющая собой тонкий пластмассовый рычажок, осталась в первозданном виде. В остальном к эргономике вопросов никаких: великолепные кресла, отличный руль, понятное управление «климатом», удобный джойстик аудиосистемы на руле.
Вот разве что ключ несколько озадачил. Дело в том, что Kuga запускается кнопкой и соответственно в стандартном ключе надобности никакой, достаточно держать электронный брелок при себе. Но вот мы решили взглянуть на двигатель, а как? Капот открывается из салона не на всех моделях Ford (к примеру, у Focus замок традиционно спрятан за эмблемой и отпирается снаружи). Так у нашей машины вроде электронный брелок… Оказалось, внутри него спрятан маленький ключик-отмычка, который оттуда вынимается. Причем организовано все странно: сперва отодвигаешь крохотную защелку, а потом тянешь узенький ключ. Теперь вообразите здорового мужика с большими ручищами, решившего проверить уровень охлаждающей жидкости. На создателя этого оригинального потайного ключика посыплются проклятия! Будем надеяться, что подобное решение говорит о том, что у владельца проблем с эксплуатацией не возникнет и причин лезть под капот тоже. Только как быть с бачком стеклоомывателя?
Пока Kuga разнообразными моторами не хвастает и предлагается лишь с 2-литровым турбодизелем мощностью 136 л.с. Трансмиссия тоже безальтернативная – полный привод и механическая 6-ступенчатая коробка. Агрегаты согласованы между собой превосходно. Трогаться на машине удивительно просто: привод сцепления настроен удачно, а двигатель на холостых не болеет гипоксией. Достаточно отпустить педаль и Kuga плавно начинает движение!
Перебирая передачи, быстро достигаешь 100 км/ч. Машина начинает тянуть уверенно уже с 2000 об/мин вплоть до 5000, но ощутимое ускорение сосредоточено в диапазоне 2500– 4000 об/мин. Конечно, начиная с третьей передачи подхват явно не проявляется, но в целом динамика устраивает. Расход топлива при равномерном движении около 6 л на 100 км, а в городе легко можно уложиться в десятку.
А как же бездорожье? Клиренс у машины приемлемый – 195 мм, свесы умеренные. И мы покинули асфальт, выехав на разбитую грунтовку. Каменистая ухабистая дорога не для Kuga – на каком-нибудь выступе можно так подлететь, что головой сделаешь вмятину в крыше. Дабы избежать неприятных инцидентов, необходимо ехать медленно и пристегиваться, конечно.
Следующее испытание – спуск с крутого холма к красивому озеру, чью водную гладь ровно по центру прорезала длинная коса. Это и есть наша цель, и мы до нее с легкостью добрались, оказавшись в окружении «сородичей» – камышей и прочих растений. Конечно, подобные эксперименты возможны лишь в сухую погоду. В дождь мы застряли бы здесь надолго. Но солнце вовремя потеснило тучи и позволило нам завершить испытания – подняться обратно на холм и выехать на тропинку.
Именно на подъеме осознаешь необходимость понижающей передачи, когда, играя сцеплением и газом, приходится вытаскивать кроссовер наверх. Запах паленого сцепления уже на выезде проник в салон – не мудрено, столько ехать с выжатой педалью! Хорошо еще, я давал машине отдохнуть, опрометчиво останавливая Kuga посреди холма. Потом снова трогался, причем без ручника. Однако тяга мотора не безгранична: турбодизель заглохнет, если стрелка опустится ниже 1000 об/мин.
Но основное достоинство Kuga – отличная управляемость. Дабы не вдаваться в витиеватые рассуждения, скажу проще – это Focus с высоким центром тяжести и улучшенной плавностью хода. Последнее обстоятельство – результат не только возросшей колесной базы, но и общей комфортной настройки независимых подвесок.
О всепрощающем характере амортизаторов говорить не приходится, тем не менее на российских направлениях Kuga ведет себя достойно. Даже на высокой скорости автомобиль не напрягает и строго держится своего «коридора». «Дальнобойщики» еще оценят тихую работу мотора. Если при разгоне на низших передачах дизельный рокот еще можно разобрать, то на трассе – «бензиновая» тишина. А после недавней пробы нескольких японских автомобилей я просто соскучился по хорошей шумоизоляции, и Kuga меня в этом смысле приятно удивила.
Легкий руль поначалу кажется пустоватым. При штатных перестроениях он остается попрежнему легким, но на дуге наполняется усилием. К тому же эффективно изолирован от вибраций, поэтому управлять кроссовером в общем-то приятно.
Тормоза не требуют привыкания. Информативность привода на высоте: останавливается машина так, как нужно в данный момент водителю, при необходимости мягко задействуя антиблокировочную систему. Что ж, одна из лучших платформ C-класса не растеряла под новым кузовом своих достоинств.
Kuga – это первенец европейского отделения Ford, кинетическая интерпретация «паркетной» темы, одной из самых актуальных у европейских автомобилистов. Создатели машины попытались угодить их взыскательным вкусам и выпустили кроссовер с легковой управляемостью и важным для Старого света экономичным турбодизелем.
Осталось только потеснить конкурентов, причем в этой борьбе менеджеры Ford решили не использовать козырь Focus и Mondeo – привлекательный ценник для Kuga они не захотели или не сумели предложить. Предложили только отличные ходовые качества.