Дорога к югу
Как обычно, летом многие водители Черноземья временно покидают родной регион в надежде как можно лучше использовать свой отпуск – такой долгожданный и такой короткий… Благо в какой-то тысяче километров гостеприимно раскинулось побережье Черного моря и будущий город Олимпиады – Сочи. Проходящая через Воронеж трасса М4 быстро меняется, и потому мы решили рассказать о том, что представляет собой сейчас дорога к югу. Тем более что представился отличный повод: автопробег Москва – Сочи, организованный ООО «КМ/Ч» – официальным дилером General Motors в России. Газета «За рулем – Черноземье» охотно приняла приглашения принять участие в пробеге.
Наш экипаж в составе двух главных редакторов автомобильных изданий города Павла Иевлева («За рулем – Черноземье») и Федора Гайдукова («АвтоМаг») присоединился к пробегу в Воронеже. Так что для нас стартовой площадкой послужил салон «КМ/Ч-Воронеж» на окружной. Первым нашим автомобилем стал Opel Vectra, предоставленный воронежским же салоном. В дальнейшем экипажи менялись машинами, так что журналисты получили возможность попробовать в деле почти всю линейку Opel, представленную в России ООО «КМ/Ч».
Уникальность пробега заключалась еще и в том, что в нем участвовали… подменные автомобили! «КМ/Ч» – это федеральная дилерская сеть, которая ориентирована на удобство клиентов, и бесплатную услугу «подменный автомобиль», то есть предоставление машины клиенту на время ремонта, оказывают во всех дилерских центрах.
В пути
К Олимпиаде 2014 года страна готовится всерьез, и многострадальная трасса М4 должна в перспективе стать прекрасным шоссе европейского уровня. Но это будет через шесть лет, а пока… Пока лишь отчетливо видно, что процесс идет. Дорожные работы в разгаре на всем протяжении дороги, но недостроенных участков куда больше, чем завершенных. Четырехрядное обустроенное шоссе с разделительным барьером и гладким покрытием – больше демонстрация того, что будет после окончания строительства, поскольку протяженность таких отрезков прискорбно мала. Гораздо чаще могучий автомобильный поток натыкается на многокилометровые пробки в местах дорожных работ, где машины пропускают по очередипо одной полосе. Возможно, эти пробки были бы меньше, если бы не специфический менталитет некоторых водителей, которые просто не могут спокойно стоять, как все. Им непременно надо рвануть по встречной… На что они рассчитывают – загадка, ведь очевидно, что стоящие в пробке занимаются этим не для собственного удовольствия, а в силу того, что проезда впереди нет. Тем не менее в каждом заторе непременно находятся «камикадзе», которые летят по встречной, выходят в лоб идущему навстречу потоку, после чего мечутся, пытаясь встроиться в неподвижный ряд. Иногда им это удается. Иногда нет. Тогда они остаются ждать ГАИ возле обломков своих машин, создавая новый затор.
И не обольщайтесь, что заново отстроенных участков трассы становится все больше, ведь скоростные ограничения на них действуют все те же – 90 км/ч. Конечно, выскочив с узкой ухабистой дороги на свеженькое покрытие хорошего шоссе, очень хочется «наверстать упущенное», но не советуем. Количество гаишников на километр трассы просто беспрецедентное. Плотность контроля резко возрастает в Ростовской области, достигает максимума в Краснодарском крае и начинает спадать к югу от Краснодара – однако нигде нет участков, совсем ГАИ не охваченных. Курортный сезон – большая страда для ДПС. Кстати, с гордостью заявляем, что воронежский экипаж пробега за всю дорогу не был оштрафован ни разу! Что вовсе не помешало ему первым прибыть в Краснодар и Туапсе и вторым в Сочи.
Начинающиеся перед Джубгой серпантины, которые тянутся потом до Сочи, – серьезное испытание для нервов водителя. Вверх-вниз, вправо-влево – с непривычки и голова может закружиться. Тяжелые грузовики, груженные стройматериалами для реконструкции будущего олимпийского города, тяжко пыхтя на подъемах, тянутся со скоростью пешехода. Узкая дорога с ограниченным обзором не дает возможности совершить обгон, и за таким тихоходом собирается длинный хвост автомобилей. Сплошная линия разметки недвусмысленно предупреждает: «Наберитесь терпения и не дергайтесь!» Однако надо ли говорить, что любители риска находятся и тут? В лучшем случае их встречает бдительная местная ГАИ, в худшем – встречный автомобиль.Увы, битые кузова на обочинах не редкость…
Сочи встретил нас солнцем, морем и… пробками. Узкие улочки курорта давно уже не справляются с транзитным потоком и наплывом туристов. Строительство обходных тоннелей для разгрузки хотя бы от транзита ведется, но пока далеко от завершения. Так что мой вам искренний совет – прибыв к месту отдыха, поставьте машину на стоянку и наслаждайтесь пешими прогулками. Поверьте, это доставит куда больше удовольствия, чем стояние в пробках на жаре.
Автомобили
Из шести автомобилей пробега воронежскому экипажу довелось протестировать пять. Все очень разные по своему характеру и техническим данным, однако есть у них много общего. Это и родственные черты, просматривающиеся в дизайне, и общая добротность конструкции, и надежность – все машины доехали до Сочи без приключений. Не было не только поломок – не пробито ни одно колесо, не перегорела ни одна лампочка, не треснула от шального камешка ни одна фара! Только цифры на одометрах говорили о преодолении не самого легкого маршрута по не самым лучшим дорогам. Итак, немного субъективных оценок.
Opel Vectra
Эта Vectra была с мотором 1,8 л и механической коробкой передач. Пожалуй, один из самых комфортных автомобилей пробега – раздельный климат-контроль, атермальные стекла, которые не дают жаркому солнцу поджаривать колени водителя. Поверьте, когда вы едете на юг, да еще в первой половине дня, когда солнце с водительской стороны, это очень важно! Не понравилась слабая тяга на низах – мотор замечательно оживает после 3500 оборотов, но до этого производит впечатление вяловатого.
Opel Meriva
Симпатичный однообъемник, очень функциональный и удобный. Этакий маленький минивэн. Несмотря на вынесенные вперед передние стойки, обзор неплох. Машина прекрасно рулится, отменно тормозит и не утомляет в дальней дороге. Двигатель 1.6 (105 л.с.) достаточно хорошо справляется со своей задачей. Не понравилась роботизированная коробка Easytronic – при обгонах она явно терялась, не понимая, чего хочет от нее водитель. В конце концов я переключил ее в ручной режим да так и ехал, работая, как с секвентальной «механикой», только без сцепления. Автомобиль комплектуется, кстати, и обычной ручной коробкой, так что если брал бы Meriva себе, то выбрал бы этот вариант.
Opel Corsa
Этому автомобилю достался последний равнинный участок, между Ростовом и Краснодаром. Небольшой двигатель 1,4 л мощностью всего 90 л.с., агрегатированный с 4-ступенчатым «автоматом», служит некоторым диссонансом подчеркнуто спортивной внешности машины. В Corsa очень удобно сидеть – сиденья с отличной боковой поддержкой, очень удобно рулить – руль острый и точный, но вот скоростью она не поражает. Ручная коробка есть в комплектациях, и она, пожалуй, лучше подходит к такому спортивному автомобилю. Впрочем, «автомат» у Corsa очень понятливый и на обгонах легко делает кик-даун, позволяя раскрутить мотор почти до красной зоны. Так что обгоны Corsa даются легче, чем более мощной Meriva.
Opel Astra
Единственный дизельный автомобиль пробега. Казалось бы, что это за купе – с дизелем?! Однако стоило только попробовать, и восприятие резко поменялось. Полторы сотни сил буквально швыряют легкую машину вперед. Участок Краснодар – Туапсе, который мы преодолевали на Astra, состоит из многочисленных серпантинов, но машина летела по ним как на крыльях, благо механическая коробка позволяла водителю брать на себя контроль за тягой. При этом экипажу Astra нужно было заправляться вдвое реже остальных, что давало хорошую фору во времени. Этому автомобилю безоговорочно присвоили неофициальный приз журналистских симпатий все участники пробега. Но объективности ради укажу и на мелкий недостаток – дизель дает довольно сильную навязчивую вибрацию на педали сцепления. На трассе это не так важно, но в городских пробках раздражает.
Opel Antara
Единственный в линейке Opel кроссовер в моем личном рейтинге, пожалуй, обошел бы Opel Astra – я люблю кроссоверы и всегда с удовольствием на них езжу, – если бы не автоматическая коробка. Прекрасно справляющаяся со своими задачами на равнине АКП (у Antara действительно хорошая, современная коробка: 5-диапазонная автоматическая адаптивная секвентальная с ручным режимом) на серпантинах теряется именно вследствие своей адаптивности. Пытаясь подстроиться под манеру водителя, она приходит в растерянность от чередования резких подъемов с мощным ускорением и спокойного скатывания с горы, когда километр за километром водитель почти не касается педали газа. Ну как понять такого чудака? То топчет педаль из последних сил, пытаясь добиться резкого ускорения, то катится лениво… В общем, взаимопонимания так и не случилось – мы с «автоматом» не адаптировались друг к другу. Поэтому перед обгонами я переключал его в ручной режим и только тогда давил на газ, не опасаясь, что коробка подкинет передачу вверх, лишив меня в критический момент тяги. В остальном, повторюсь, машинавеликолепна – если вас устраивает средний расход 13,7 л на сотню. Именно столько показал бортовой компьютер по окончании путешествия. Для тех же, кто разделяет мою нелюбовь к «автоматам», есть комплектация сМКП.