Дрожки на солярке
Долгий путь
Дизель не мог прижиться на автомобиле из-за своего несовершенства. Сначала бились над созданием топливного насоса высокого давления и над процессом горения. С изобретением предварительной камеры процесс сдвинулся с мертвой точки и уже в 1923 году реализовался в настоящем автомобиле – именно тогда из ворот завода в Манхайме выехал Benz 5К3 – первый в мире дизельный грузовик с 4-цилиндровым мотором, развивавшим 45 л.с. при 1000 об/мин.
До легкового дизеля оставалось десять с небольшим лет – в 1933 году появился первый опытный образец. Дизельным мотором объемом 3818 см3 и мощностью 80 л.с. оснастили модель Mannheim. Автомобиль оказался неудачным – возникавшая на ходу вибрация дизеля была настолько сильной, что перевозить пассажиров просто не рисковали. А со временем на стальной раме автомобиля обнаружились трещины. Причиной всего конструкторы сочли слишком большую мощность мотора и после двухлетних исследований и испытаний создали дизельный двигатель меньшего объема, но с приемлемым уровнем вибрации. Его и запустили в серийное производство, предварительно продемонстрировав на Берлинском автосалоне 1936 года.
Первый серийный легковой Mercedes-Benz с дизелем базировался на шасси модели 200 и получил обозначение 260D. На нем стоял 4-цилиндровый дизель рабочим объемом 2545 см3 (отсюда и обозначение 260), с предкамерой и развивавший 45 л.с. при 3000 об/мин. Мотор оснастили системой впрыска фирмы Bosch, которая к середине тридцатых уже располагала большим опытом конструирования впрысковых насосов для дизелей, так как работать в этом направлении начала еще в двадцатые годы, поставляя насосы для дизельных грузовиков. Первоначально Mercedes-Benz 260D выпустили с шестиместным кузовом ландо. Первую партию из 13 экземпляров собрали в 1935-м, а на следующий год выпустили еще 55 машин. Все они использовались в такси, в свободную продажу не поступали. Экономичность двигателя пришлась по душе немецким таксистам, и это компенсировало даже то, что машинка с таким «худосочным» мотором еле-еле набирала скорость 95 км/ч и с трудом вползала на крутые подъемы. Водитель вынужден был переходить на низшую передачу.
Разные службы
Уже через год после презентации на Берлинском автосалоне фирма представила Mercedes-Benz 260D улучшенной модификации, базировавшийся на шасси новой 230-й модели, пришедшей на смену 200-й. В частности, машина получила новый топливный бак, вмещающий 50 л горючего вместо прежних 38. А самое главное конструктивное изменение «дизеля» датируется началом 1938 года, когда двигатель оснастили свечами накаливания, что облегчило пуск мотора в холодную погоду. О нагреве свечей сигнализировала особая лампочка на приборной панели. Все навесное оборудование выпускала фирма Bosch: это касалось не только топливной системы с насосом высокого давления, форсунок и свечей, но и электрооборудования (на 260-й модели была 6-вольтовая бортовая сеть). Тогда же на автомобиль поставили 3-ступенчатую коробку с синхронизаторами высших передач. Производство обновленного Mercedes-Benz 260D с индексом шасси W138 началось в 1938 году. А все то, что выпустили до этого, на заводе обозначили Nullserie – «нулевая серия».
Основным типом кузова по-прежнему оставалось ландо, предназначавшееся для работы в такси. В каталоге эту модель назвали Droschken. Чувствуется что-то знакомое, не правда ли? Да, дрожки, легкий двухместный экипаж… Салон автомобиля разделяла стеклянная перегородка, а крыша над пассажирами могла убираться, причем как с оконными рамками, так и без них. Шоферское отделение из соображений практичности обивали износоустойчивой кожей, а пассажирский салон – простой тканью. Справа от приборного щитка располагался большой таксометр.
Кроме таксомоторного ландо модельный ряд разбавили модификации с кузовом лимузин – так немцы называют седан и различные кабриолеты. Всего у 260D было девять вариантов кузова на длинном и коротком шасси. На длинном же шасси, кроме ландо, делали еще пульманлимузин, комбинацион-лимузин, туренваген и кабриолеты. Скоро на дизельные Mercedes обратили внимание не только таксопарки. Дизельные легковые машины появились в гаражах СС и гестапо, в автомобильных частях вермахта, люфтваффе и военно-морском флоте. В последнем ведомстве, разумеется, с дизельным топливом проблем не было никогда. Но вряд ли дизельных автомобилей хватало на всех, так как до 1940 года с конвейера сошло лишь 1967 экземпляров 260D – в 15 раз меньше бензиновых. Эта машина навсегда останется в истории, ведь именно с нее началась дизельная эпоха легкового автомобилестроения. А один экземпляр Mercedes-Benz 260D помещен в экспозицию музея концерна.