Цепная реакция
АВТОКЛУБ
СРЕДСТВА ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Какими бы зубастыми ни были шины, всегда найдется дорога, которую они не одолеют. Лопата или лебедка, конечно, помогут выбраться на твердь, но только если до нее десяток-другой метров. Увеличить тягу на колесах им не под силу – нужны другие средства повышения проходимости.
О них мы рассказывали уже не раз (см. ЗР, 1999, № 3, 10; 2001, № 8), но с тех пор в арсенале появилось кое-что новое, а прошедшие годы позволили судить об этих приспособлениях с точки зрения надежности и долговечности. Кроме того, субъективную оценку возможностей этих устройств (она во многом основана на эмоциях) сменила инструментальная – «объективными» килограммами. Для этого провели несложный тест – измерили силу тяги, которую развивает автомобиль с теми или иными цепями. Сопоставляя результаты с эталоном – «голыми» шинами, легко вычислить прибавку.
Чтобы определить эффективность цепей, надеваем их по очереди на колеса одного и того же автомобиля Izh 2126 – ему подходят все без исключения цепи и браслеты нашего теста. Под колесами слоеный пирог – асфальт, лед, укатанный снег с песком. Шины «Кама-503» M+S, 175/70R13, шипованные, почти новые.
Сначала пробуем штатный вариант, без цепей. До срыва в пробуксовку динамометр показал 80 кгс, в пробуксовке – как и учит теория! – почти ноль. На эти величины мы и ориентировались при испытании цепей, браслетов и прочего.
Цепи KONIG, цена – 1200 руб.
Изготовлены в Италии.
Сделаны весьма прочно, надежно и конструктивно хорошо продуманы. Для звеньев использована проволока квадратного сечения. Благодаря этому отлично работают на гололеде. Кроме того, поперечные браслеты через один соединены продольными звеньями: они располагаются по центру беговой дорожки шины. Эти перемычки существенно улучшают поперечные сцепные свойства и, следовательно, допускают движение по гололеду и укатанному снегу с большей скоростью. Сила тяги с такими цепями 300 кгс внатяг и 140 кгс при пробуксовке.
Отличные поперечные сцепные свойства. Квадратный профиль звеньев на гололеде более эффективен, чем круглый.
Как и другие конструкции, закрепленные на шине снаружи, их сложно надевать. Неуниверсальны: каждой шине – свой типоразмер.
Резиновая сеть, цена – 1200 руб.
Изготовлена в Китае.
Безусловный чемпион по части увеличения проходимости на любой дороге. Весьма эффективна в грязи, на рыхлом и укатанном снегу, гололеде, мокрой траве. 380 кгс внатяг и 260 в режиме пробуксовки – рекорд нашего теста. Благодаря множеству крупных каленых шипов значительно улучшает и продольные, и поперечные сцепные свойства.
Наибольшее среди всех средств увеличение тяги на любой поверхности. Допускает весьма уверенное движение по гололеду.
Довольно сложно надевать на морозе – резина становится жесткой. Громоздкие и тяжелые – занимают много места в багажнике.
Эти браслеты сделаны в России, цена – 420 руб.
Прочные, отлично изготовленные, они попали на рынок, видимо, из советского стратегического запаса. Ограничений к применению всего два: первое – для крепления цепи на колесо в его диске должны быть подходящие отверстия, второе – непригодны для переднеприводных моделей: мешает суппорт.
Крупные звенья отлично вгрызаются в грунт или спрессованный снег, однако при езде по гололеду неэффективны. Два двойных браслета на колесо – слишком мало, чтобы гарантировать попадание хотя бы одной из цепей в пятно контакта. Отсюда непредсказуемое влияние на тормозной путь и практически никакого – на боковые сцепные свойства. Только в грязи и снегу эти нехитрые приспособления себя оправдывают. Возможно, стоит купить сразу два комплекта, по четыре браслета на колесо. Образец показал максимальную тягу 250 кгс, после срыва в пробуксовку цепи все же скребут дорогу с силой 120 кгс.
Легкость монтажа, удобство пользования, небольшая масса комплекта. Не повреждают декоративное покрытие дисков.
Комплект из четырех двойных цепей обеспечивает лишь увеличение силы тяги. Невысока допустимая скорость движения.
Как и предыдущий образец, эти цепи ценой 700 рублей предназначены только для преодоления бездорожья. Звенья крупнее, поперечин больше, но надевать намного сложнее – замок внутреннего кольца нужно застегивать за колесом, что неудобно. При движении натяжение цепи ослабевает, время от времени ее нужно подтягивать. Результаты – 320 кгс внатяг и 140 – с пробуксовкой.
Значительное увеличение силы тяги.
В движении требуют периодической подтяжки, при установке менее удобны, чем предыдущие.
Резиновые браслеты SHERPA, цена – 1500 руб.
Изготовитель неизвестен.
В нашем арсенале служат уже третий год и отлично себя зарекомендовали. Универсальны: подходят к шинам 13–15 дюймов. В грязи и на рыхлом снегу превосходят все металлические цепи, однако на гололеде совершенно бесполезны. Результат, показанный на снегу, – 240/120 кгс.
Универсальны, отлично работают в грязи и рыхлом снегу.
Непригодны для гололеда.
Цепь МОТО CATENA, цена – 700 руб.
Изготовитель неизвестен.
Импортный аналог собачьей цепи сделан весьма деликатно. Мелкие звенья из проволочки диаметром 4 мм годятся разве что для легкого бездорожья при очень аккуратном вождении. На испытаниях одна цепочка лопнула при первом же провороте колеса на укатанном снегу. Тем не менее общий результат неплохой – 260 кгс внатяг и 120 – с пробуксовкой.
В конструкции есть элемент, подтягивающий цепь на ходу.
Недостаточно прочны, неудобны в установке, недолговечны.
SPIKES-SPIDER QUICK, цена – 2880 руб.
Изготовлены в Швейцарии.
Об этом устройстве мы подробно рассказывали в ЗР, 1999, № 3. Его главное достоинство – установка на колесо занимает несколько секунд. Правда, при условии, что диск адаптера смонтирован заранее. Появление этого «паука» в нынешнем тесте вызвано желанием объективно оценить прибавку тяги. Результат – 210/180 кгс.
Быстрая установка, довольно высокая допустимая скорость движения.
Громоздкие, занимают значительный объем багажника. Немалая цена.