От Детройта до Поволжья
Каждая команда студентов проектирует и строит гоночный болид, проводит статические и динамические испытания, пишет экономическое обоснование проекта (бизнес-план), а потом торжественно презентует свой автомобиль на настоящей гоночной трассе и испытывает его в деле. Пилотирует машину студент-гонщик. По регламенту на весь проект не может быть потрачено более 25 тысяч долларов, а спонсора команда должна найти самостоятельно (допускается, что им может стать университет). Проект оценивают по балльной системе. О престижности участия в международном студенческом чемпионате говорит тот факт, что on-line-регистрация на последнем этапе в Германии 1 февраля 2008 года закончилась через 5 минут 38 секунд – в проект попали порядка 70 команд, еще 18 остались в резерве.
Старое доброе время
Алексей Сафронов приехал в Тольятти в 1979 году, работал на АВТОВАЗе с заслуженными инженерами Владимиром Губой, Валерием Козенковым, Юрием Кутеевым. Все они закончили Тольяттинский политехнический институт (позже вошел в состав Тольяттинского государственного университета). По словам конструкторов, ставших позже руководителями проектов Lada Samara, Kalina и 21106, в 70-х годах в студенческой среде будущих инженеров царила творческая атмосфера, работало конструкторское бюро, тольяттинцы участвовали во всесоюзном проекте постройки спортивного багги - и даже победили в нем. Соответственно на завод пришли подготовленными. Чтобы возродить старые добрые традиции политехнического института, руководство ТГУ приняло решение участвовать в проекте «Формула SAE» и пригласило Алексея Сафронова и Сергея Синельникова (бывшего главного дизайнера АВТОВАЗа) в качестве руководителя и директора проекта. По словам Алексея Викторовича, хотелось что-то изменить, увлечь молодежь. Ранее в этом конкурсе от России уже участвовали команды МАДИ (Московский автодорожный институт) и МАМИ (Московский государственный технический университет), из провинциальных вузов не принимал участие ни один.
В этом году впервые один из этапов «Формулы SAE» пройдет в России, в Москве, предположительно – на трассе Мячиково. Тольяттинская команда имеет неплохие шансы туда попасть, поэтому ребята стараются изо всех сил. Кстати, в составе команды не только будущие инженеры, но и переводчики, журналисты и фотографы. Даже с пилотом уже определились – им будет картингист Илья Ганюшкин. Руководство университета пошло навстречу студентам и выступило спонсором для московского этапа. При проектировании были сложности – конструкторам, никогда не сталкивавшимся с формульными автомобилями, было сложно рассчитать посадку пилота. Никакой литературы по этой теме найти не удалось. Выручили в Управлении спортивных автомобилей АВТОВАЗа. Оказывается, там сохранился болид «Формулы Эстонии». Обмерив его, будущие инженеры получили ответы на свои вопросы.
Вообще, по словам Алексея Викторовича, конструкторы, технологи, расчетчики АВТОВАЗа, узнав о том, что тольяттинские студенты готовятся выйти на мировой уровень, оказывают команде посильную профессиональную поддержку. Сохраняется преемственность поколений. Сейчас команда уже вышла на этап создания макета. Необходимо лишь решить вопрос с помещением под цех. Мы будем за них болеть.