Киловатты чистого звука
По формату и цена
Основной компонент стеререосистемы - ресивер или «головное устройство». Кассеты уже вытеснили современные типы носителей - CD и DVD, поэтому определяющий момент при выборе автомагнитолы - тип поддерживаемых форматов. Хороший выбор - магнитола с mp3-декодером, позволяющим на одном диске вмещать большее количество мелодий. С DVD-ресивером при наличии монитора можно смотреть видео в машине. Чем больше форматов поддерживает ресивер, тем он дороже. Например, мультиформатный Pioneer 540 (DVD/Divx/RDS/Mp3/AAC) по цене почти в три раза превосходит своего не столь всеядного собрата Pioneer 3000 (MP3/WMA/RW/EQ). Дополнительные опции – это дополнительные расходы. Но если наличие USB-разъема сделает магнитолу дороже рублей на пятьсот, то CD-чейнджер и Bluetooth добавят к цене еще процентов тридцать.
Частота - залог звучания
Важным показателем при выборе ресивера является номинальная мощность магнитолы. Обычно она составляет 12-17 ватт на канал (на лицевой панели пишут максимальную - 45X4, 50X4, 55X4). Поскольку долговременное прослушивание происходит при номинальной мощности, чем она выше - тем лучше качество звучания при меньшей громкости звука. Настроить звук под собственное ухо поможет эквалайзер (панель настроек). Самый распространенный вариант - трехполосный, который предусматривает возможность настройки низких, средних и высоких частот.
Энтузиастов порадуют модели с семиполосным эквалайзером, однако без определенных знаний справиться с ним не так-то просто. Покупая «головное устройство», обратите внимание также на тюнер. Проще говоря, встроенный радиоприемник. Главное требование, предъявляемое к нему, - доступность полного диапазона нужных частот (чаще всего это прием FM-волн 80-110 МГц).
В большинстве магнитол функции изменения чувствительности и возможность переключения из режима «стерео» в режим «моно» работают автоматически.
Имя обязывает
Определившись с набором базовых требований к ресиверу (поддерживаемые форматы, мощность, тюнер), присмотримся к имеющимся на рынке моделям. Наиболее популярными и покупаемыми остаются «головные устройства» Alpine, Pioneer, Clarion, Blaupunkt. Их достоинства - невысокая цена (от 80 до 500 долларов), хорошее воспроизведение всех частот и надежность (процент брака у этих производителей не превышает семи, по словам дистрибьюторов).
Однако есть и недостатки. У Alpine и Clarion практически отсутствуют модели, читающие DVD-формат, которые можно было бы отнести к средней линейке - стоимостью до $500. Blaupunkt грешит излишней простотой, вовсе отказавшись от производства мультиформатных ресиверов. Из всей четверки только Pioneer обладает достаточной функциональностью и широкой линейкой моделей, охватывающей все ценовые категории.
«Второй эшелон» составляют автомагнитолы Sony, Panasonic, Kenwood, JVC. Эти бренды тоже японского происхождения. Они достаточно надежны, оснащены хорошими «антишоками», то есть не сбиваются при чтении диска на плохой дороге. Но при воспроизведении на громкости, хоть немного превышающей среднюю, появляется металлический оттенок, который «красит» запись. При подаче низких частот возможны размазанность и гудение. При этом модели Sony и JVC отличаются отменным FM-тюнером. Очевидным преимуществом является и цена – магнитолы этих производителей процентов на десять дешевле сопоставимых по характеристикам магнитол «первого эшелона».
К «третьему эшелону» можно отнести продукцию сравнительно молодых брендов - Mystery, Prology, Velos, SoundMax, Cheetah. В отличие от перечисленных моделей, местом сборки которых чаще всего указывают Японию или Южную Корею, магнитолы этих производителей собирают в Китае, Малазии, Индонезии, Таиланде. У этих производителей существенно выше процент брака (10%), однако можно приобрести многофункциональный ресивер за гораздо меньшие деньги, чем аналогичный по техническим характеристикам, но премиум-класса. Например, ресивер Mistery, читающий все форматы, с опциями Bluetooth и JPE, - за 6300 рублей, тогда как ресивер с аналогичными характеристиками от JVC – за 7890, от Pioneer – за 9300.
Гарантийный период на магнитолы всех производителей и во всех магазинах – один год.
Пятый элемент
Речь идет об акустике. Штатный установочный диаметр фронтальных динамиков - 130-160 мм. Если позволяет бюджет, лучше остановиться на компонентном типе системы, когда за передачу высоких и низких частот отвечают разные части динамика. На рынке представлено большое разнообразие динамиков основных производителей головных устройств - Alpine, Pioneer, Clarion. Гораздо меньше представлены младшие серии компаний, специализирующихся на акустике: DLS, Diamond, E.O.S. (Emotion of Sound), Hertz, Kicker, Adajio, Polk Audio. Младшие серии этих брендов вполне вписываются в рамки «бюджетной» стереосистемы (от 80 до 200 долларов), при этом обеспечивая достойный звук.
Где покупать и устанавливать