Раритет
Давным-давно…
Автоспорт на ВАЗе начал развиваться практически одновременно со строительством завода. Еще в 1969 году первые водители-испытатели, приехавшие в Тольятти, соревновались на 412-х «Москвичах». Пилотов готовили для участия в чемпионатах страны в составе заводских команд. К 1973 году в Тольятти зародился российский автокросс на легковых автомобилях, начали проводить первые гонки «Серебряная Ладья», ставшие потом традиционными. А 22 октября 1979 года был образован СТК «Лада».
Идея проводить автокросс там, где сейчас находится автодром (неподалеку от КВЦ), принадлежит Анатолию Онищуку (в то время заместителю секретаря комитета комсомола АВТОВАЗа, а позже начальнику республиканского спортивно-технического клуба), Владимиру Белякову (заместителю генерального директора автозавода по транспорту, курировавшего в профкоме комиссию по спорту) и Владимиру Белозерову (начальнику лаборатории спортивно-гоночных автомобилей). До этого «Ладью» несколько лет проводили в районе профилактория «Прилесье», на набережной Волги.
- Зрителям неудобно было наблюдать за гонкой, - вспоминает Анатолий Онищук. - Трасса-то была проложена на плоскости!
Попробовали проводить соревнования в котлованах будущего бассейна «Олимп» - заезды получались зрелищными. Но из-за дующего круглый год юго-западного ветра пыль, поднятая автомобилями, летела на дома расположенного неподалеку 6-го квартала. Жители начали жаловаться. Нужно было создавать автодром в удалении от города.
На пустыре возле цехов КВЦ по глиняной насыпи несколько раз прошелся грейдер – и готово. Авторы идеи расчертили траекторию трассы, создали Ипподромный и Комсомольский повороты. Комсомольским назвали потому, что придумал его Анатолий Онищук - секретарь комитета комсомола.
Дальнейшее совершенствование автодрома шло на общественных и товарищеских началах. Средств для капитального строительства не было. Но небезразличные к автоспорту люди помогали чем могли. Договаривались насчет поставок асфальтной крошки, гравия, песка, давали на время технику. АВТОВАЗ не сильно заботился о содержании автодрома, находившегося за пределами завода, больше внимания уделяли автомобильным секциям на производствах. Тем не менее здесь проходили чемпионаты и первенства СССР, РСФСР, России по автокроссу, ралли-кроссу, мини-багги, «Кубок Лада», «Серебряная ладья» и многие другие гонки. Были созданы секции картинга, мини-багги, экстремального вождения.
Модернизация
- За последние годы благодаря поддержке мэра Тольятти Сергея Жилкина появился оградительный забор, установили отбойники, - рассказывает Анатолий Кривобоков, руководитель СТК «Лада». - Асфальтовое покрытие положили в 90-х, надо было соответствовать ужесточившимся техническим требованиям. Заодно получили площадку для картинга. Позаботились также о создании на холмах пандусов, что позволило разместить больше зрителей. Но сделать из автодрома трассу, пригодную для проведения международных гонок, мы пока не смогли. Да и картинговые соревнования сейчас принимаем не выше уровня «Кубка АВТОВАЗа», для этапов чемпионата России нам не хватает площадей под «улетные» зоны. Расстояние между дорожками недостаточное.
Перспективы
Автодром планируют передать на баланс муниципалитета Тольятти. Все-таки коллектив СТК «Лада» надеется, что удастся провести реконструкцию и дотянуть трассу до международного уровня. В частности, задумывается проведение этапов европейского чемпионата по ралли-кроссу. Но для этого еще предстоит оснастить автодром трехуровневыми отбойниками из гофрированного металла, заасфальтировать отдельные участки, установить электронную систему хронометража, оборудовать централизованной системой полива трассы водой, отремонтировать модульное здание (раздевалки, душ, пресс-центр, буфет, инструкторские помещения). Для проведения соревнований по картингу под эгидой FIA планируется строительство в южной части автодрома отдельной трассы протяженностью 1350 м и шириной 10-12 м.