Хорошо сидим!
Но даже если бы закона не было, кресла все равно надо было бы покупать. Потому как исследования, проведенные в том числе в лаборатории пассивной безопасности АВТОВАЗа, показали: даже при столкновении на скорости 20 км/ч мать не способна удержать ребенка и наваливается на него всем телом. Малыш рискует получить серьезные травмы, в то время как у взрослого человека могут быть лишь ссадины и ушибы. Что же говорить о столкновении на более высокой скорости…
Не станем в рамках этой статьи полемизировать о том, что вообще подразумевать под понятием «специальное удерживающие устройство» (есть специальный ГОСТ Р 41.44-2005). Разговор пойдет о том, как лучше выбрать детское кресло, на что обратить внимание при покупке.
Европейский стандарт
Для начала решите: вы хотите получить «средство от гаишников» или все же позаботиться о безопасности ребенка? Если первое, то имейте в виду - дешевые автокресла, выпущенные сомнительными фирмами, полностью дискредитировали себя при исследованиях и покупать их не стоит.
Основной показатель качества - европейский стандарт ECE R44/03 (или более поздний 44/04). Этот норматив гарантирует, что кресло защитит вашего ребенка в случае непредвиденной ситуации. В России разработан свой ГОСТ 41.44-2005, который во многом копирует ECE R44/03.
Вес, рост, ощущения
Автокресла делятся на несколько групп по весу ребенка. Первая группа 0+ (от 0 до 13 кг), вторая 0-1 (0-18), третья 1 (9-18), четвертая 1-2 (9-25), пятая 1-2-3 (9-36), шестая 2-3 (15-36). Такое деление достаточно условно, на практике в магазинах чаще всего говорят о трех возрастных группах (для новорожденных, от 9 до 15 кг и от 15 до 36 кг).
Сидя в кресле, малыш не должен возвышаться над ним (верхний край кресла должен быть выше макушки головы). И, конечно, креслице должно нравиться ребенку! Если он чувствует себя там некомфортно, плачет, пытается вырваться, значит, и во время езды будет вести себя аналогично. Поэтому перед покупкой устройте примерку.
Принцип разумной экономии
Автокресло на вырост, по словам пользователей, не всегда удобно в эксплуатации и довольно громоздко. Главное, не забывайте переставлять ремешки в таком сиденье по мере роста малыша и подгоняйте посадку и боковой упор. К покупке на вторичном рынке рекомендую отнестись осторожно: со временем составные элементы автокресла деформируются, в критический момент конструкция может не сработать.
Потребительские свойства
Кресла для самых маленьких (0+) с виду напоминают люльку. Их устанавливают против хода движения. У новорожденного могут возникнуть проблемы с позвоночником, если начинать укладывать малыша в кресло с самого рождения. Поэтому до двух месяцев стоит воздержаться от длительных поездок. Зато такое кресло можно использовать благодаря удобной ручке как переноску.
Сиденье для детей от полугода во многом похоже на обычное автомобильное. Развитые боковые зоны (чем сильнее они развиты, тем лучше защитят от бокового удара), подголовник и подлокотники, подстаканники. Спинка должна иметь несколько положений - от вертикального («сидя») до горизонтального («лежа»). Хорошо, если подголовник имеет вставки, изменяющие угол наклона, это удобно для сна. Внутренний ремень безопасности автокресла, а также удобный замок должны иметь широкие мягкие накладки (чтобы при резком торможении или ударе не придавить ребенка). Обивка детского сиденья должна быть из дышащей ткани, съемные чехлы облегчат стирку. Красная метка на боковине – кресло можно использовать для посадки ребенка лицом вперед. Красная и синяя - сиденье устанавливают как по ходу, так и против хода движения.
Для подростков предназначаются специальные сиденья с подлокотниками, но без спинки. Ребенок пристегивается штатным ремнем безопасности автомобиля. Стоит предварительно примерить кресло к машине: бывали случаи, когда для крепления не хватало длины ремней безопасности или сиденье с трудом помещалось в салон. Ремень должен крепить кресло надежно, иначе при ударе кресло просто-напросто «выпрыгнет».
Крепления Isofix (применяется только групп 0+ и 1) в России пока мало распространены, но продолжают завоевывать популярность. Преимущество этого стандарта в том, что детское сиденье крепится к кузову автомобиля быстрее и жестче, чем обычным ремнем безопасности. Штатно они устанавливаются на современные иномарки. Isofix как опция может влететь своему обладателю в копеечку (до 1000 долларов). Кресла с Isofix гораздо дороже своих аналогов без этой системы.
Где купить и сколько стоит
Автокресла в большом ассортименте представлены в детских гипермаркетах: «Балуша», «Бананамама», «Бегемот» («Дочки-Сыночки») и в дилерских салонах. Ценовой разбег самый широкий и зависит от наличия тех многочисленных «должен», что упоминались в статье.
Кресло Страна-производитель Масса ребенка, кг Цена, рубли Магазин
Ramatti Mars Comfort Sport Marine 2 Польша 0-13 3559 «Бегемот»
Chicco Key 1 X-Plus Италия 9-18 10425 «Бегемот»
Maxi-Cosi Tobi Нидерланды 9-18 10799 «Бананамама»
Ramatti Venus Magic Польша До 18 5280 «Бегемот»
Michelin Cockpit Bune Франция 9-25 13013 «Бегемот»
Michelin Navigator Франция 9-36 10152 «Бегемот»
Uno Casual Китай 15-36 799 «Бананамама»
Maxi-Cosi Rodi Нидерланды 15-36 5399 «Бананамама»
Maxi-Cosi Rodi Нидерланды 15-36 5000 «Балуша»
Brevi Booster Италия 15-36 600 «Балуша»
Jane Indy Team G72 Испания До 36 6259 «Бегемот»
Комментарий:
Инесса Кислицина, старший инспектор пропаганды ГИБДД УВД Тольятти, майор милиции:
- Если транспортное средство по конструкции оборудовано ремнями безопасности, то пассажир должен пристегнуться. Что касается «Газелей», то детей до 12 лет нельзя сажать на передние сиденья. Штраф, если взрослый человек не пристегнут ремнем, - 500 рублей, если ребенок пристегнут, но не специальным удерживающим устройством - 100 рублей.