Семь вершин
«Пинакотека современности» – художественный музей в Мюнхене, под крышей которого разместились не только собрания старинной живописи и прикладного искусства, но и коллекции искусства современного. Сама «Пинакотека» относится к ведущим мировым музеям дизайна, и появление в ее экспозиции автомобилей совсем не случайно. Многие олдтаймеры уже давно переросли экспозиции обычных автомобильных и технических музеев, так как являются произведениями не только инженерной, но и художественной мысли. Нынешняя выставка претендует стать одной из самых удачных в этом направлении: хороший подбор моделей дополняют различные рисунки, эскизы и макеты автомобилей, поэтому ее посещение напоминает прогулку «от наброска до автомобиля». Самому старому экспонату выставки – гоночному болиду Blitzen Benz – в следующем году исполняется 100 лет. Самому младшему сейчас только четыре года – это купе Mercedes-Benz CLS. И о каждом можно написать очень много…
Гром и молния
За необыкновенные скоростные качества в начале ХХ века этот автомобиль прозвали восьмым чудом света. Его строили специально для рекордного заезда на преодоление скоростного барьера в 200 км/ч. Гоночному болиду даже дали собственное имя – Blitzen Benz, что можно перевести как «Молниеносный «Бенц». И рекорд был поставлен: 23 апреля 1911 года на американском пляже Дайтона-бич автогонщик Боб Бурман во время заезда в одну сторону развил на Blitzen Benz целых 228,1 км/ч! Гонщику, естественно, засчитали только средний показатель – 225,65 км/ч, но и этот рекорд продержался аж до 1919 года.
Машина стала настоящей реликвией. В «Пинакотеке» представлен как раз тот самый, рекордный экземпляр с аэродинамическим кузовом. Сам кузов такой узкий, что водитель и пассажир (тогда гонки проводили только так) едва умещаются в кокпите. Клювообразный обтекатель радиатора призван был снизить аэродинамическое сопротивление, как и заостренная хвостовая часть. Снаружи неприкрытые колеса, рычаги коробки передач и тормоза, а также цепная передача к заднему мосту. Под длинным капотом скрывается двигатель объемом 21,5 л (!) и мощностью 200 л.с. при 1600 об/мин. Для скоростного заезда этого было вполне достаточно.
Скорый курьерский
Следующий экспонат датируется 1938 годом. Это уникальный Mercedes-Benz 540K с аэродинамическим кузовом Autobahn-Kurier, вышедший всего в двух экземплярах. Своим названием автомобиль обязан столь популярным в Германии 30-х годов скоростным трассам – автобанам. Именно для таких дорог и был создан представленный Autobahn-Kurier, способный развивать 185 км/ч и разгонявшийся до сотни всего за 15 секунд. Столь внушительных для довоенного времени показателей позволяет достичь в первую очередь мощный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5401 см3, оснащенный компрессором Roots – отсюда и буква К в обозначении модели. За счет нагнетателя мощность двигателя увеличивается с атмосферных 132 до 180 л.с. при 3400 об/мин. Но секрет скорости не только в наддуве! Аэродинамический кузов, изготовленный придворным мерседесовским ателье Sindelfingen, также играет важную роль в быстроходности автомобиля. Для сравнения, обычное серийное купе Mercedes-Benz 540K развивает всего 150–160 км/ч. Кроме того, Autobahn-Kurier стал настоящим шедевром кузовостроения, поэтому неудивительно, что благодаря своей эффектной внешности даже умудрился поработать «шоустоппером» на Берлинской автомобильной выставке и Брюссельском мотор-шоу.
Короли трасс
Два экспоната призваны продемонстрировать немеркнущую спортивную славу Mercedes-Benz 50-х годов. Это болид Формулы-1 1954 года W196 Streamliner и легендарное «Крыло чайки» 300 SL, датированное 1955 годом. Первый участвовал в заездах всего двух сезонов, но за это время выиграл 9 из 12 гонок, среди которых были Гран-при Франции, Испании, Великобритании и Монако, Нюрбургринг, Ле-Ман…
Второй навсегда стал иконой для поклонников марки и автомобильных дизайнеров мира. Его собственное имя – Gullwing, в переводе санглийского «Крыло чайки» – автомобиль получил из-за своих «крылатых» дверей, поднимающихся вверх. Они и стали его визитной карточкой. Впрочем, прагматичные немцы называют 300 SL Flugelturen – «Крылатые двери», а романтичные французы – Papillon («Бабочка»). Хотя история их появления на автомобиле далека от романтики. Из-за большой высоты пространственной рамы кузова пороги также были высоки, и для упрощения входа и выхода двери сделали открывающимися не вбок, а вверх. Такое решение было новаторским. Кузов у 300 SL тщательно проработан ради получения наилучшей обтекаемости. Mercedes-Benz 300 SL ознаменовал возврат компании к универсальным автомобилям со спортивным характером, годных и для соревнований, и для повседневных поездок.
Альтернативщики
Эксперименты компании с альтернативными типами двигателей иллюстрирует MercedesBenz C111, созданный в 1969 году. Тогда фирма впервые представила автомобиль с роторным двигателем Ванкеля и необычным кузовом. Пройдет еще несколько лет, и эксперименты с ротором поутихнут, зато останется изумительной красоты кузов, который в 1976 году оснастят 5-цилиндровым дизельным мотором в 190 л.с. Этот автомобиль на испытательном полигоне в итальянском городке Нардо установит 16 рекордов скорости. После такого успеха будет создан еще один вариант с удлиненным кузовом из пластика. Машину уже планировали запускать в серийное производство, но все ограничилось несколькими опытными экземплярами, большинство из которых получили привычный бензиновый мотор.
В 2005 году концерн DaimlerChrysler представил необычный Mercedes-Benz Bionic Car. Задавшись целью найти в природе пример формы, отталкиваясь от которой можно было бы создать подобный автомобиль, мерседесовские инженеры обратились к биологам. И вместе нашли свой идеал. «Прототипом» стала рыбка-коробочка из тропических морей. Используя разные вычисления и тесты в аэродинамической трубе макета этой рыбки, конструкторы выяснили, что ее тело имеет удивительно хороший коэффициент обтекаемости – 0,06. Пока из рыбы делали машину, коэффициент возрос до 0,19, что, впрочем, тоже как минимум неплохо. «Рыбку» оснастили 140-сильным дизелем, позволяющим развивать 190 км/ч, а средний расход топлива при этом составил всего 4,3 л на 100 км. Впрочем, машина так и осталась экспериментальным образцом – многие склонны полагать, что для такой солидной марки, как Mercedes-Benz, у нее слишком уж радикальный дизайн. Куда привычнее 4-дверный CLS, который тоже есть в экспозиции в виде макета – автомобиль, в котором немецким дизайнерам удалось объединить два типа кузова – седан и купе.
Семь вершин от Mercedes-Benz наглядно демонстрируют нам, почему эта компания до сих пор на самом пике. Просто автомобили этой марки достойны места в музее.