Начни с нуля.Lada Kalina
Понятие нуля и единицы обсуждали так, словно это был вопрос жизни и смерти. Придя к общему мнению, перешли к следующему вопросу, не менее для них важному: в чем разница между «в» и «на»? Можно было подумать, что это два местных сумасшедших, сдвинувшихся одновременно на почве философии и матерщины. Однако от результата разговора действительно зависела жизнь, и не одна.
Сидевшие с двумя спорщиками за одним столом слушали разговор внимательно и периодически включались в беседу, проявляя живую заинтересованность в происходящем. Это не было массовым помешательством, просто команда спортивно-технического клуба ArtRally пыталась решить почти невыполнимую задачу: подготовить экипаж журналистов нашего издания к раллийной гонке Кубка России. На то, чтобы понять, можно ли этих двух акул пера усадить в гоночный автомобиль и выпустить на трассу, времени было всего ничего – вечер четверга и полдня пятницы. Потому что в пятницу во второй половине дня уже нужно было на боевой машине в гоночном режиме проехать тестовый участок. А там вокруг дороги много толстых деревьев.
Кто такие «нули»
Вазовский проект Lada Media Team, в рамках которого журналисты российских изданий получают возможность проехать от начала до конца раллийный этап на предоставленной заводом спортивной Kalina, могли задумать только отчаянно смелые люди. Журналисты должны ехать так называемым нулевым экипажем, своего рода машиной безопасности, которая идет впереди основного канала. Задача «нулевых» – своим появлением взбодрить судей, привести их в готовность, в последний раз предупредить зрителей, чтобы те не высовывались на дорогу, потому что следом из леса вырвутся один за другим низко летящие Lancer и Impreza. А в случае, если на трассе что-то не готово, немедленно доложить об этом организатору ралли. В отличие от кольцевых гонок, если боевые экипажи догонят «пейс-кар» и он помешает лидерам в их борьбе за победу, будет скандал, могут даже отменить результаты спецучастка. Любой сбой у «нулей» ведет к задержке или остановке основного канала, а это ЧП. Поэтому ехать надо быстро, но здесь есть вероятность совершить другой «талантливый» поступок: сдуру уложить машину на крышу, перегородив узкую дорогу и заблокировав весь канал. Гонку остановят, и можно будет услышать много теплых слов со стороны участников и организаторов в адрес всех, кто имеет к «нулям» хоть какое-то отношение.
Как писать и читать
Вот и старался мастер спорта Андрей Коноваленко, выступавший на сей раз в роли тренера, навести порядок в голове Никиты Котровского, которому предстояло занять левое кресло раллийной Kalina. На первый взгляд разница между нулем и единицей довольно проста: поворот, обозначенный как «нуль», представляет собой едва заметный изгиб дороги, который преодолевается на высшей передаче без сброса газа, а в «единицу» на полном газу не попасть, нужно на входе обязательно сбросить. Вход в «двойку» и вовсе требует переключиться на передачу ниже. Понятно, что все это работает только в идеальных условиях. Если же, например, пойдет дождь и станет скользко, скорость придется корректировать, и пилот должен это учитывать. «Нули», «единицы» и «двойки» особенно опасны, потому что это самые быстрые повороты, даже 115-сильная Kalina несется по узкой гравийной дорожке в лесу со скоростью больше 150 км/ч. Разница между «в» и «на» в нюансах: этими предлогами описывается переход одного поворота в другой, здесь могут быть различия, весьма существенные на высокой скорости.
Вся соль ралли в том, что перед стартом производится ознакомление с трассой (для Кубка России это три проезда по каждому спецучастку) на обычной скорости на обычных машинах, и пилот должен верно оценить и продиктовать штурману все повороты и особенности дороги. Во время гонки штурман читает пилоту стенограмму, записанную с его слов на ознакомлении, и тот должен ей безоговорочно верить, а не ждать, пока сам увидит выход на прямую, и лишь потом нажимать на газ.
В общем, в пятницу мы записали тестовый участок (шейкдаун) и один из спецучастков (допов), после чего отправились знакомиться с машиной в боевом режиме. На первом прохождении Никита, естественно, стенограмме особо не доверял, перед связкой закрытых «нулевых» поворотов сбрасывал газ, на входе в затяжную «двойку» аж шею вытягивал, стремясь увидеть, где ж там выход. Это нормально, никто сразу не может ехать на слух,а не на видимость. Важнее другое: сразу стало понятно, что машина настроена отлично, с первых метров пилот нашел с ней общий язык. И от того, что он в настоящей гоночной машине, в шлеме, среди других участников Кубка России, рассудок не теряет. На повторном прохождении перед связкой «нулей» напоминаю ему, что газ можно не отпускать, да он и сам немного осмелел, в итоге привозим с 2-километрового участка 7 секунд. Нормально, разгоняемся понемногу.
Всю субботу мы кружили по спецучасткам, записывали стенограмму. Одно место стоит упомянуть особо: после нескольких быстрых поворотов шла медленная 90-градусная «четверка», а за ней через 50 м небольшой пригорок, за которым в лесу виднелась прогалина, и создавалась полная иллюзия того, что дальше прямо, и можно разгоняться. Но за горкой был еще один 90-градусный поворот. Андрей Коноваленко порекомендовал записать все это как «50 тормоз! горка левый четыре» и исполнить именно в такой последовательности. Нажимать на тормоз за горкой будет уже бесполезно, дорога нырнет из-под колес влево, а мы рискуем продемонстрировать торможение двигателем после того, как затормозим об кювет бампером и радиатором. Я на всякий случай поставил после «тормоз» три восклицательных знака.
А как тут не любить?
Это была не первая моя гонка в качестве штурмана, но с таким комфортом я никогда не гонялся. Когда мастера спорта протирают тебе стекла и интересуются, все ли в порядке, ты понимаешь, что не в порядке быть просто не имеешь права. На сервисе после первой секции механик ArtRally Сергей Захаров тоже, кстати, мастер спорта, отправляет нас пить чай, мол, не болтайтесь под ногами, ваше дело отдыхать, я сам все посмотрю. Через пять минут раздается его нарочито расстроенный голос: «Что за гонщики?! Полгонки прошло, а они ничего в машине не сломали!» Мы, сделав серьезные лица, обещаем исправиться. И прямо на выезде из сервис-парка Никита отламывает дверную ручку (нечаянно). Нормально, становимся настоящими раллистами. На втором прохождении спецучастка «Любилки» Никита начинает верить стенограмме, и мы на 7-километровом участке отыгрываем по сравнению с первым прохождением сами у себя 21 секунду. Ну, теперь ты понял, зачем нужна стенограмма и что штурман справа – это не радио, ему можно и нужно верить? Судя по округлившимся глазам и слову «офигеть!», сказанному с большим чувством, вижу, что Истину он начал постигать. Пилот, не верь глазам своим! Верь тому, кто справа! И нечего заглядывать за поворот, там нет ничего нового, все это ты вчера уже видел и записал.
На следующем спецучастке, «Семенково», был тот самый поворот с тормозом и горкой. Никита, еще на ознакомлении чуть не уложивший там в кювет тренировочную машину, судя по его «наводящим» вопросам, места этого опасался, а значит, мог именно его и прозевать. Есть такой эффект: чего боишься, то и случается. По допу мы несемся бодро, аж самим нравится. Местами начинаю подсказывать пилоту, что можно не осторожничать, запас еще есть. К середине спецучастка повороты начинают ложиться как песня, Никита радостным голосом орет: «Дальше»! Нет, пилот в экстазе нам ни к чему, так можно и мигалку об землю поцарапать – на прямике, пока есть время, немного остужаю раззадорившегося гонщика, и мы продолжаем полет в рабочем режиме. На подходе к тем самым двум «четверкам» внутренне подбираюсь: ошибиться здесь нельзя даже в интонации. Выходим из «правого четыре», диктую «пятьдесят», рявкаю «тормоз!!!» и спокойнее «горка, левый четыре». Как шутят раллисты, в машине становится тревожно – Никита явно замыслил недоброе, газ не отпускает! Для тех, кто в танке, еще раз: «Тормоз, … твою мать!!! Горка, левый четыре!» Дошло до «водятла», лупит по тормозам, успевает даже воткнуть вторую, машина умещается-таки в поворот, и в наушниках с придыханием, с чувством глубокого физического удовлетворения: «Молоде-е-е-ц!!!» А то! Вы спрашиваете, за что мы любим автоспорт? А как тут не любить?!
Жаль, но до финиша этого спецучастка мы не доехали буквально полкилометра. В совершенно убойном месте, которое было описано в стенограмме нецензурными словами (цензурными это описать невозможно), мы оборвали левый ШРУС. Зрители, как муравьи облепившие Kalina, тут же буквально на руках унесли ее с трассы в безопасное место и предложили не расстраиваться, в этом месте каждую гонку остается не одна машина с порушенной трансмиссией. А ребята из ArtRally, готовившие и обслуживавшие наш автомобиль, сказали, что это даже хорошо. Поставщики гоночных приводов обещали им, что эти ШРУСы вообще сломать нельзя. Мы смогли, и это повод внести замену приводов в перечень регламентного обслуживания после двух гонок (он сломался на третьей). Ведь когда Kalina поедут в зачете, обидно будет выбывать из гонки по техническим причинам.
Смех и овации
Зато мы смогли посмотреть гонку. Да, лидеры Кубка России едут очень быстро, но аплодисменты сорвали не они – бурных оваций удостоился директор школы водительского мастерства Driving Art Дмитрий Болысов. Дело в том, что он единственный выступает на «Волге». Просто для души, чтобы форму не терять. И когда эта «баржа» точнехонько перекладывается из поворота в поворот, скользя то левым, то правым боком вперед в сантиметрах от кюветов и деревьев, аплодируют все! Какой там дрифтинг с его резиновыми конусами, вот на что надо смотреть!
Были и те, кто вызывал гомерический хохот. Фамилий называть не буду, но так ползать нельзя. На совершенно исправной машине проигрывать на 85 километрах спецучастков 25 минут лидеру – это позор. Потом в Интернете читаешь их рассказы о гонке и понимаешь, что ребята герои, им медали мало, надо орден. На самом же деле люди не понимают вообще ничего, пугаются даже прямых отрезков и вообще не представляют, что такое ехать быстро. При этом гонору хоть отбавляй. А ведь могли бы прийти к опытным спортсменам и попросить помочь поставить базовые навыки, заложить основу. Как говорит тот же Андрей Коноваленко: «Мы ведь никогда помочь не отказываемся. Спросил бы кто…» Так что, господа начинающие раллисты, начните с нуля. Обратитесь к тем, кто собаку на этом съел, и пусть они научат вас писать и читать, расскажут, чем отличается нуль от единицы и какая разница между «в» и «на». И когда вы все это освоите, начнете получать такое удовольствие от гонок, что после финиша вам останется лишь уточнить нюансы, попытавшись понять, кого от гонок «вставило», а кого «вштырило». А иначе вы так и будете «тошнить».