Коварные промилле. Поправки в КоАП
Как известно, поправками в КоАП с 1 июля были узаконены права инспекторов ДПС проводить освидетельствование водителей на состояние алкогольного опьянения прямо на дороге. Достаточным основанием полагать, что водитель нетрезв, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Однако по закону воспользоваться этими правами в полной мере, даже имея дорогие (около 50 тысяч рублей) портативные алкометры (обеспечивающие запись результатов исследования на бумажном носителе), сотрудники ГАИ не могли. Дело в том, что до недавнего времени федеральными органами не были утверждены формы протоколов и актов, которыми надо оформлять освидетельствование и отстранение от управления автомобилем пьяных водителей. И все работали по-старому, то есть как позволяла совесть. Но вот такие документы появились.
Акт первый
22 августа 2008 года в «Российской газете» был опубликован приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 676 г. Москвы «Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения».
Формы эти стоит изучить, чтобы потом, на дороге некоторые их пункты не стали для вас неожиданностью. Они вступили в действие 1 сентября.
Напомним: акт составляется при проверке на месте. Если, конечно, водитель согласился на эту процедуру. Отказ инспектору не повлечет за собой никаких санкций (о медиках разговор впереди).
Перед освидетельствованием сотрудник ГАИ должен проинформировать водителя о том, что будет применять портативный алкометр, продемонстрировать ему клеймо государственного поверителя, свидетельство о поверке или запись о ее проведении в паспорте алкотестера. И только после этого он будет иметь право попросить (!) выдохнуть воздух в трубку прибора (которая, кстати, должна меняться после каждого «клиента»). На основании показаний алкометра (с учетом допустимой погрешности) делается вывод о состоянии человека.
В случае превышения предельно допустимой концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, выявленного в результате проверки, и составляется акт освидетельствования утвержденной формы. К акту приобщается распечатка с записью результатов исследования, и копия выдается водителю.
Протокол инспектор должен заполнить только в том случае, если водитель был отправлен на медицинское освидетельствование. Путь к наркологу лежит в трех ситуациях: если водитель отказался пройти проверку на состояние алкогольного опьянения на месте, если не согласен с результатами этого освидетельствования и в том случае, если у инспектора достаточно оснований полагать, что водитель пьян, но прибор не показал положительного результата.
Протокол заполняется в присутствии двух понятых (записываются их телефон и адрес), которые должны соответственно поставить свои подписи под документом. Копия этой бумаги вручается водителю. Отказаться от медицинского освидетельствования уже не получится – за это грозит лишение прав на срок от полутора до двух лет. Сотрудник ГАИ при этом обязан установить личность водителя. «Забыть права» не прокатит. Сведения об отсутствии документов у водителя, а также информация о том, как все-таки была установлена эта личность, должны указываться в протоколе.
Таковы новые правила.
Нос – лучший алкометр
Для начала заметим, что за первый месяц, в течение которого действовали нововведения, практика внесла в них некоторые коррективы. Прежде всего медики решили немного повысить ПДК (предельно допустимую концентрацию) алкоголя в организме водителей: по внутренним инструкциям она составляет не 0,3, а 0,4 промилле, или 0,162 мг/л. Разумеется, добавленная 0,1 промилле отнюдь не подразумевает, что теперь можно выпить чуть больше. Это всего лишь поправка на погрешность используемых при освидетельствовании приборов, которую не учли законодатели.
Не учли они и, мягко говоря, не слишком доверительного отношения автомобилистов к сотрудникам ГИБДД. По первоначальному замыслу последние, заподозрив управление в нетрезвом виде, должны были пользоваться теми же суперсовременными алкометрами,что и врачи (в теории эти агрегаты позволяют оградить водителей от злоупотреблений, так как фиксируют все исследования в памяти и выдают распечатку их результатов на бумажном носителе). Но не тут-то было: проходить предварительную проверку на «антикоррупционных» приборах, предлагаемую инспекторами, большинство отказывалось наотрез, предпочитая сразу сдаваться медикам. В результате дорогостоящее оборудование, широко разрекламированное руководством ГАИ, оказалось попросту невостребованным и переехало до особого распоряжения на склады, а тестирование на алкоголь инспектора ДПС по-прежнему проводят с помощью собственных органов обоняния.
«Дети июля»
Что касается самого нововведения, то на пользу оно пока не пошло. С 1 июля многие столичные водители явно расслабились: как отмечают специалисты, занимающиеся освидетельствованием, заметно возросло число тех, кто ездит в состоянии легкого опьянения, лишь немного промахнувшись с разрешенными дозами. Случается, что такой досадный перебор составляет даже не десятые, а сотые доли промилле. У некоторых автомобилистов это вызывает бурю негодования: лишиться прав из-за этих самых сотых кажется им вопиющей несправедливостью.
На этой почве нередко возникают претензии к медработникам, хотя в данной ситуации винить их не в чем: установленный законом уровень ПДК алкоголя для водителей, как уже говорилось, даже ниже того, на который сейчас опираются врачи. Поэтому обижаться лишенцам следует в первую очередь на себя, тем более что те же наркологи не перестают повторять: хотите избежать проблем – не пейте перед тем, как садиться за руль, вообще. Ведь, в принципе, ПДК существует вовсе не для того, чтобы, управляя автомобилем, водители потихоньку потягивали пиво. В первую очередь он введен в расчете на тех, у кого с момента приема спиртного прошло много времени, но могли сохраниться минимальные остаточные явления.
Когда клиент не прав
По мнению наркологов, случаи, когда на исследование привозят пьяных до изумления автомобилистов, сейчас пошли на убыль. Но обольщаться по этому поводу не стоит: улучшение статистики, которое, кстати, наметилось еще до введения поправок, возможно, связано с тем, что многие просто не попадают в поле зрения врачей, откупаясь на месте. Да и тех, кто попадает, по-прежнему отнюдь не единицы. Медики сетуют, что иногда освидетельствуемые не в состоянии ни ходить, ни издавать членораздельные звуки, ни даже просто дуть в аппарат: их в кабинет не приводят, а в буквальном смысле заносят.
Впрочем, подавляющее большинство нетрезвых водителей признаки жизни все же подают, и зачастую еще как. Миролюбивых и кротких среди них мало – преобладают персонажи крайне агрессивные, скандальные, грозящие отомстить за лишение прав. При этом женщины, которых среди «клиентов» около 10%, не только не уступают мужчинам, но даже умудряются их переплюнуть, позволяя себе самые дикие выходки. Касается это, увы, не только молодых, не обремененных хорошими манерами особ, но и вполне солидных матрон.
Отдельная история наркоманы: врачи говорят, их в последние годы на дорогах становится все больше. Клиника опьянения в этом случае несколько иная: находясь под воздействием некоторых психоделиков, человек вполне может собраться и, попав на освидетельствование, ведет себя вполне адекватно, хотя незадолго до этого, сидя за рулем, был полностью невменяем. Эта особенность поведения части «пациентов» медикам хорошо знакома, поэтому на уровне департамента здравоохранения все чаще говорят о необходимости введения ПДК наркотических и психостимулирующих веществ, превышение которого должно иметь для водителей те же последствия, что и превышение ПДК алкоголя.
В пользу бедных
К перспективе введения длительных сроков заключения для пьяных водителей-убийц (по предложению депутатов Госдумы – до 9 лет) наркологи, как и подавляющее большинство обычных людей, в теории относятся положительно, считая эти меры абсолютно справедливыми.
Оснований для этого они имеют, пожалуй, больше, чем кто-либо, поскольку им приходится освидетельствовать таких «героев». По признанию врачей, иногда эти типы выглядят еще отвратительнее, чем обычные дебоширы и скандалисты. Находясь в полуживотном состоянии, они даже не понимают, каких бед только что натворили: могут бессмысленно улыбаться, шутить, не испытывая при этом ни чувства вины, ни раскаяния, ни элементарного страха перед наказанием.
С другой стороны, медики, прекрасно знающие свою «кухню», справедливо опасаются, что реализация новой депутатской инициативы обернется очередным витком злоупотреблений со стороны их недобросовестных коллег, работающих в связке со столь же недобросовестными гаишниками. В первую очередь это касается врачей и фельдшеров передвижных пунктов медосвидетельствования, так называемых ППМО, контролировать которые гораздо сложнее, чем стационарные кабинеты, особенно на территории области. Время от времени при проведении проверок или по сигналу не в меру предприимчивых «передвижников» вычисляют и со скандалом увольняют, однако часть вымогателей, несмотря ни на что, продолжает свою деятельность. Сделать пьяного водителя трезвым, а иногда и наоборот, для таких «профи» труда не составляет.
В обоих случаях, чтобы результаты освидетельствования соответствовали норме, автомобилисту предлагается заплатить по таксе – известно, что в Москве она может достигать свыше 100 000 рублей. А если на кону будут стоять не права, а лишение свободы на длительный срок, взятки уж тем более никуда не денутся – увеличатся только их размеры, причем многократно. Совершенно очевидно, что главное условие эффективности предложенных депутатами мер – их неотвратимость – при выше описанных раскладах обеспечить просто нереально.