В формате XXL. Автомобильная навигация
Какой автомобилист (да и просто турист) не оказывался хоть раз в жизни в глупом положении: ночь, чужой город, катастрофически хочется спать, где-то в глубине этого незнакомого города запрятано заблаговременно забронированное жилье, а как его найти – неизвестно. Аборигены уверенно показывают в разные стороны, единственное место, где можно купить карту, – вокзал, но его мы уже тоже потеряли. Совсем весело, когда и без того непростое положение «облегчают» тяжелые вещи, ноющие дети, практически сухой бак и прочие мелочи жизни. Так что же теперь – таскать с собой карты всех городов, через которые предполагается проехать?
Что определяет сознание?
Прогресс не стоит на месте. Еще позавчера большинство водителей отказывались верить в «электронного штурмана», надолго застывая на обочинах с раскрытой картой. Буквально вчера говорили об ограниченности искусственного интеллекта, признавая его право на существование в столицах, но в сельской местности предпочитая по старинке «брать языка». А ныне… Наглядно продемонстрировать журналистам, как должна выглядеть автомобильная навигация сегодня, решилась компания Voxtel, запускающая в свободную продажу новые навигаторы Carrera Х353 и Carrera Х433. Устройства стоят 5999 и 8990 рублей соответственно, обладают стильным внешним видом, качественным сенсорным экраном, встроенным медиаплеером, слотом для SD-карт. В старшей версии кроме большего дисплея имеется функция громкой связи по Bluetooth.
Однако собственно к навигации эти «навороты» имеют лишь опосредованное отношение – главное, чтобы все работало без сбоев и GPSприемник обеспечивал необходимую точность. На этом вклад «железной» части в процесс «как проехать к…» заканчивается и начинается работа программной части. С одной стороны, способность прибора правильно сориентировать пользователя в конечном итоге будет зависеть от того, насколько подробны электронные карты и как тщательно они привязаны к местности. Не секрет, что на российских картах все еще «имеют место быть» искажения, положительным образом сказывающиеся на обороноспособности государства, но заодно со шпионами вводящие в заблуждения и мирных пользователей GPS. Так что для корректного ведения автомобилиста по маршруту производителям софта приходится здорово потрудиться. Да и саму систему прокладки и изменения маршрута желательно иметь хорошо отлаженной, чтобы не запутать пользователя. С другой стороны, от того, сколько труда, времени и денег вложено компанией в разработку интерфейса программы, зависит удобство пользования устройством. Одно дело интуитивно понятные основные кнопки и к месту появляющиеся контекстные меню и совсем другое – запутанные системы, где второстепенное на виду, а главное запрятано в закрома меню. А еще неплохо бы иметь в системе всякие дополнительные сервисы – например, функцию предупреждения о гаишных радарах или информацию о ближайших бензоколонках… С этой точки зрения покупателям Voxtel Carrera исключительно повезло – на их навигаторе установлена система «Навител Навигатор 3 XXL». Это позволяет не только пользоваться общей картой всей России (на ней присутствуют дорожная сеть федерального значения и приблизительные планы крупнейших населенных пунктов) и 27 подробными картами российских региональных центров и их областей, но и в течение года бесплатно обновлять информацию. В систему постепенно добавляются новые карты областей (а в обозримом будущем с продукцией «Навитела» можно будет смело путешествовать и по ближнему зарубежью).
Где находится «ТАМ»?
Мы смогли в полной мере оценить достоинства XXL-пакета в Краснодарском крае, подробная карта которого с адресными планами (это значит – с точностью до дома) практически всех основных административных и курортных центров толькотолько появилась в составе пакета. Ознакомление с системой проходило в виде GPS-ориентирования. На его первом этапе нужно было найти и объехать в Краснодаре несколько точек, расположенных по конкретным адресам. Предвкушая занимательные поиски нужного нам адреса в незнакомом городе, расспросы аборигенов, поиск работающей «Союзпечати» и т.д. и т.п. (подробнее см. выше по тексту), мы загрузили навигатор и… подумали, что он все еще живет «по московскому времени». Сейчас пройдет пара минут, он как следует посоветуется со своими орбитальными компаньонами, симпатичныйквартал с контурами домов, их номерами и названиями улиц исчезнет, и мы увидим привычную для себя картину «бесполезный гаджет в чистом поле показывает дорогу в аэропорт»… Однако ни через минуту, ни через две картинка на экране не поменялась и до Штирлица наконец дошло: это же и есть Краснодар! «Ну на адресе-то он точно проколется», – сказали мы себе с видом знатоков и ткнули стилусом в нужную иконку. Как ни странно, нашлись и адрес, и номер дома, и совсем не длинный и не запутанный маршрут к нему. Поехали! Так, все правильно, здесь направо, светофор прямо и потом через двести метров нале… Нет, не нале… – прямо перед носом водителя совсем недешевый по нынешним временам «кирпич». Ладно, значит, «нале…» будет еще через двести метров… а вот и нет, не будет – улица перекопана. Проезжаем еще с полкилометра по сложной схеме, подсказанной навигатором (догадались бы и сами, но не с первого раза, так как нужный нам знак был загорожен кустом), наконец-то выезжаем в нужном направлении и по параллельной улице движемся к цели. И искренне жалеем нашего электронного помощника, не по своей вине едва не «наговорившего» на лишение прав.
«Нам часто ставят в вину то, что в Европе и США навигаторы одинаково хорошо ориентируются и в хитросплетениях крупнейших транспортных узлов, и в захолустных деревеньках, учитывают все знаки и знают каждый светофор, а у нас то и дело пытаются направить водителя «против шерсти». Действительно, проблема есть, но дело здесь не только и не столько в том, что GPS для гражданского использования в нашей стране только-только легализовался, а в том, что там знаки как висели пятьдесят лет назад, так и висят по сей день. У нас же ситуация может меняться по несколько раз в неделю, и даже мы с нашими ежемесячными апдейтами карт Москвы и области не в состоянии успеть за строительным бумом», – комментирует ситуацию директор по маркетингу компании «Навител» Марина Кузнецова.
Делаем из «кирпичного» урока вывод: на приборчик надейся, а за знаками поглядывай, – и продолжаем путь. Однако на пути к очередной точке, находящейся на улице с составным названием Садовая-Советская (название изменено), выясняется, что улицы-то такой нет… То есть по отдельности Садовая и Советская в городе существуют, а вместе – никак. «Ага!» – сказали мы с Петром Ивановичем уже без всякого сочувствия к бросившей нас на произвол судьбы технике. Вдоволь поехидничав над искусственным интеллектом, попробовали спросить местных жителей. И, получив десять одинаковых, крайне дружелюбных, но совершенно бесполезных ответов «точно не знаем, но это где-то ТАМ», приуныли. Что «где-то ТАМ», мы от электрогения уже слышали, а как в этом ТАМ точку-то искать? Оставалась единственная зацепка – в нужном нам здании находился магазин «Эльдорадо». Нервно хихикая, с негодованием отметаем даже намек на «помощь зала»: магазинов-то таких здесь не меньше, чем в Москве, можно представить, в каком из всевозможных ТАМов мы окажемся благодаря аборигенам… А что, если… Да нет, не может быть, не может ОН этого знать! Ни на что особо не надеясь, заходим в пункт меню «Поиск», нажимаем на кнопку «Путевые точки», выбираем «Ближайшие», дальше «Полезные объекты», «Предприятия торговли», «Универмаги» и... так, два магазина примерно в интересующем нас районе. Последовательно выбираем для каждого из них опцию «Показать на карте» и видим один из них… на перекрестке улиц Садовая и Советская! Значит, нам дали изначально несуществующий адрес, а нужная точка все равно нашлась!
Скажем сразу, что за нашу поездку, не зная адреса, мы нашли гостиницы в Краснодаре и Дагомысе, все достопримечательности курорта Горячий Ключ (в том числе и недоступные автомобилистам), обменный пункт, два бильярдных клуба и аэропорт в Адлере. А ведь именно это обычно и нужно среднестатистическим отдыхающим. Когда после купания хочется перекусить, все равно, на какой улице находится ресторан – чем ближе, тем лучше! А теперь прощайте, муторные расспросы, «как добраться до автовокзала (порта, пляжа, отеля, ресторана)», прощайте, судорожные попытки отыскать в надуваемой ветром карте улицу, название которой слышишь впервые в жизни, прощайте, тщетные попытки найти на этой карте себя, прощайте, приблизительные подсказки родителей, посещавших этот курорт 25 лет назад… да здравствуетXXL – нажимаем стилусом на экран и прокладываем маршрут, не надеясь на противоречивые показания местных «знатоков».
Что дальше?
Пригодился он нам и на следующий, междугородний день тестов, причем пригодился с совершенно неожиданной стороны. Как известно, изрядный отрезок дороги от Туапсе до Сочи представляет собой закрученный серпантин, со всех сторон густо обсаженный лесом. Именно этот лес делает дорогу особенно опасной, ведь на подъезде к очередному повороту не видно, что тебя ждет за ним – типичный для этих мест разворот с перепадом высоты или только небольшой изгиб дороги. Звучит невероятно, но все такие «закрытые» места навигатор отрабатывает безошибочно: достаточно беглого взгляда на экран, чтобы точно знать, что ждет впереди: траектория дороги очерчена очень подробно. Главное – помнить усвоенный нами еще в Краснодаре урок: пользуясь электронным мозгом, ни в коем случае не отстранять от процесса управления автомобилем свой собственный! И не забывать, что у встречных и попутных машин навигатора с такой подробной картой может не оказаться…