Шинный прогноз на зимний сезон

Шинный прогноз на зимний сезон

Надеемся, мало кто из читателей полагает, что зиму можно совершенно спокойно отъездить на летних шинах, даже если снежный сезон в средней полосе России последнее время отличается каким-то нереальным, тропическим теплом. Но вспомните, длительная оттепель часто заканчивается резким похолоданием, что ведет не только к обильным снегопадам, но и к гололеду. Расслабленные «тропиками» коммунальщики оказываются к такому «сюрпризу» традиционно не готовы, машины не заправлены, реагентами не залиты и песком не засыпаны… А пока все приводится в боеготовность, даже пешеходу на ногах устоять трудно. Чего уж тут говорить об автомобиле на летних шинах – с особым, «летним» составом резины и рисунком протектора… Под ним не шершавый горячий асфальт, а обледеневшая вода – среды разные, согласитесь. Управление таким автомобилем приятным не назовешь, к тому же даже несмотря на все ваши усилия он может выйти из-под контроля. Если вам до сих пор не доводилось с этим сталкиваться, лучше не экспериментировать. Какие есть? Сомнительным вариантом можно считать и езду на всесезонных (обозначаются как all seasons, all weather, any weather или просто AW) шинах. Условия движения зимой и летом, особенно в нашей стране, настолько разнятся, что ни один современный производитель, несмотря на всю мощь технологий ХХI века, не в состоянии обеспечить равные положительные качества шины для любой погоды. Каждой всесезонке ближе либо зима, либо лето, причем она всегда будет «не очень хороша». Летом – хуже летних шин, зимой – хуже зимних, даже недорогих. В общем, как и каждый компромиссный вариант, существенного выигрыша не обеспечит.

Профессионал всегда сильнее любителя. И если вам довелось отъездить зиму на летних или всесезонных шинах, вы сразу почувствуете разницу, приобретя комплект зимних шин, пусть даже недорогих. Так что ищите шины с маркировкой M+S (Mud+Snow) или просто снежинкой на боковине. Готовьтесь к тому, что выбор будет нелегким.

Современная автомобильная шина – объект серьезнейших научных исследований и детище самых современных технологий. Шинных компаний больше, чем автопроизводителей, и конкуренция среди них жестче. Оставляя в продаже шины с высокими потребительскимисвойствами, они каждый год обновляют модельный ряд, предлагая шины с улучшенными характеристиками, поэтому выбор более чем широкий. Впору загрустить о временах Генри Форда, когда никакой альтернативы не было вовсе. Как спокойно!

Зимние шины можно разделить на две большие группы – шипованные и нешипованные. Специалисты назвали бы куда больше, но среднему потребителю обилие информации не на пользу. Шипованными шинами мы назовем те, что предлагаются в магазине или на авторынке усеянными металлическими шипами. О самих шипах лучше говорить отдельно, они тоже не так просты, как кажутся. Нешипованные – «лысые», но и здесь все не так просто.

Шинники выпускают зимние модели, в протекторе которых предусмотрены углубления, предназначенные для установки шипов. Будут они использованы или нет, зависит от рынка продажи. В некоторых европейских странах, например, шипы запрещены как разрушающие дорожное покрытие. В других наоборот, настоятельно рекомендуются. В нашей стране каналы поставок товаров разные, есть официальные и неофициальные, поэтому и шина может прийти как ошипованной уже на заводе, так и «голой», которую ошипуют уже в России. Особенно сложного оборудования для этого не надо, все делается при помощи довольно простого станка. Естественно, если на продажу предназначена большая партия, кустарная мастерская с задачей не справится. В России зимние шины, готовые к ошиповке, зачастую так и остаются без шипов и служат вполне исправно. Но их «сестрички-близняшки», вооружившиеся шипами, все же отличаются характером…

Есть также нешипованные и не предназначенные для ошиповки зимние шины, которые именуются профессионалами фрикционными, а обывателями – «липучками». Речь о шинах с особым составом резины, который обеспечивает хороший контакт со скользкой поверхностью – лучше, чем у обычных зимних шин. Влияет на свойства также и особенный, созданный в результате серьезнейших научных практических исследований рисунок протектора – совместное творчество инженеров, дизайнеров и компьютеров. Такой протектор сплошь изрезан тоненькими глубокими канавками – ламелями, которые позволяют шашкам протектора раскрываться и углубляться в снег или «цепляться» за лед. Например, фирма Nokian недавно запатентовала новшество – ламели-«насосы». В шашках плечевой зоны шины встроены карманчатые ламели, которые удаляют, а точнее, выкачивают водуиз пятна контакта шины с дорогой по принципу насоса и таким образом обеспечивают сцепление с поверхностью дороги. В среднем в одной шине более 800 ламелей-«насосов». Ламелей много и на других зимних шинах, но на «липучках» их всегда больше.

Какие брать?

Ответ на вопрос, какие шины покупать, всегда остается за каждым конкретным потребителем. Мы уже упоминали, что невозможно четко ответить, насколько шина той или иной модели подойдет именно вам, вашей машине – на это влияет множество факторов. Например, шины, радующие управляемостью, экономичностью, тормозными свойствами, низким уровнем шума, могут оказаться недолговечными, а именно это для большинства наиболее важно. Или хорошо все, но слишком высока цена. На свойства шин огромное влияние оказывает и такой параметр, как давление, за которым – что греха таить – большинство водителей следит от случая к случаю. Могут вести себя по-разному даже шины одной модели, но разной грузоподъемности, или скоростной группы. При выборе стоит ориентироваться на результаты тестов, опубликованных в автомобильной прессе, но нельзя слепо им следовать – вы же будете ездить не по полигону, а по дорогам Подмосковья или Тверской области, например. И вспоминать последними словами «советчиков» – автожурналистов, определивших вашу шину победительницей теста. А она шумит на бетонке так, что через полтора часа езды на «девятке» голова раскалывается! Но на BMW 530Хi на полигоне в Финляндии она действительно была великолепна! И все присутствовавшие там могут это подтвердить. Так же, как и летние, зимние шины могут быть с направленным или ненаправленным, симметричным или асимметричным рисунком протектора. Шины с направленным рисунком протектора лучше отводят воду (талый снег) из зоны контакта, выбрасывая по направлению вращения, что препятствует аквапланированию. Существуют шины с асимметричным и направленным асимметричным рисунком протектора. Это значит, что протектор состоит из двух частей с разным рисунком. Такой рисунок нужен для реализации различных свойств в одной шине. Например, одна половина шины работает на снегу или льду, другая – на асфальте. На боковинах таких покрышек встречаются следующие обозначения: LEFT – шина устанавливается на левую сторону автомобиля, RIGHT – на правую сторону, OUTSIDE или Side Facing Out – внешняя сторона установки, INSIDE или Side Facing Inwards – внутренняя сторона. Производители шин обязательно указывают на шинах с направленным рисунком направление вращения, например стрелкой и надписью Rotation. В данном случае это не просто рекомендация, а первостепенное условие правильной, безопасной эксплуатации.

Необходимо учитывать и рекомендации производителей по давлению в шинах. Ищите надпись на боковине Maximum Pressure. Нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление – в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS = 0,4536 кг; 1 PSI = 0,0069 МПа). «Играть с давлением» не стоит – это удел автогонщиков. Обычным же автолюбителям важно, сколько покрышка будет ходить, а любые отклонения от нормы оборачиваются ускоренным износом.

Вооружен и опасен?

При выборе зимних шин особенно часто возникает вопрос, шипованные или нешипованные шины покупать. Причем у каждого типа своя армия поклонников. Противники шипов говорят, что те разрушают дорожное покрытие, шумят (цокают и гудят), создают и какой-то мифический «пульсирующий шум», плохо сказываются на экономичности, но особенно пагубно влияют на тормозные свойства на асфальте. А в городе почти всю зиму асфальт чистый. Любители шипованных шин утверждают, что при езде по голому льду или укатанному снегу автомобиль на шипах гораздо стабильнее такого же, но не «шипованного», будь он даже на «липучках». Уровень шума при тех же условиях меняется незначительно, ибо на подкрылки налипает снег, который обеспечивает дополнительную шумоизоляцию, а разницу в расходе топлива сводит на нет то, что с шипами автомобиль меньше буксует. Зато если автомобиль попадет на пятно льда, шипы могут сберечь жизнь…

Так что общая рекомендация такова: если зимой вы ездите только по городу и не планируете выезжать даже в область, можно купить нешипованные шины. Если регулярно выезжаете за город, колеса вашей машины касаются укатанного снега или льда, лучше вооружиться шипами. Но, купив даже самые дорогие покрышки, вышедшие на первые места во всевозможных тестах, не теряйте головы. Никакие супершины не заменят рассудка.

Предлагаем вашему вниманию обзор 15-дюймовых легковых зимних шин, которые будут предлагать в России к будущему сезону. Напоминаем, что обзор охватывает только часть всех возможных моделей, так как попыткаохватить ассортимент полностью привела бы к изданию каталога, а это не наша специализация. Тем не менее надеемся, что и подобная публикация поможет вам в нелегком выборе или как минимум подготовит к нему.

Подпишитесь на «За рулем» в