Ты мне, я тебе. ГИБДД разрешила доступ ФССП к своей базе данных
Для того чтобы окончательно разобраться, что же получила Служба судебных приставов, корреспондент ГЗР встретился с сотрудником пресс-службы ФССП Ольгой Ивановной Судаковой.
– ГИБДД предоставила нам возможность пользоваться их базой данных об автовладельцах. Это должно помочь в нашей работе, так как у судебных приставов появится информация об автотранспорте, находящемся в собственности у должника. Мы и раньше получали подобного рода сведения, когда это было нужно, но на это уходило много времени. Теперь же дело пойдет быстрее.
Доступ к этой базе данных упростит и нашу работу с теми, кто не уплачивает дорожные штрафы. Следует отметить, что постановления об административных правонарушениях, вынесенные Госавтоинспекцией, составляют более половины от всех исполнительных производств, которые мы ведем.
Так, только в первом полугодии 2008 года в территориальные органы ФССП России поступило 5,3 млн. подобных исполнительных документов на общую сумму более 1 млрд. рублей.
Законодательство обязывает органы Госавтоинспекции контролировать уплату всех выданных штрафов. Однако необходимо учитывать, что в действующем административном законодательстве исключена норма, обязывающая правонарушителя представлять в органы ГИБДД документ, подтверждающий уплату административного штрафа. Появилась проблема с идентификацией лиц, уплативших административные штрафы, и, следовательно, трудности в обеспечении контроля за их уплатой.
На практике все выглядит так. В ГИБДД из банков постоянно приходят целые мешки квитанций об оплате. Всю эту гору бумаги приходится вручную рассортировывать и учитывать. Сейчас, правда, ведутся переговоры о создании специальной базы, куда банки в режиме реального времени будут заносить информацию о том, что в них такой-то человек оплатил такой-то штраф. Но это все еще в стадии разработки.
Трудно себе представить, какая колоссальная работа проводится по сортировке оплаченных штрафов. Собственно, ежегодно приходится разбирать более 10 млн. квитанций. Безусловно, приверженность традициям в некоторых случаях заслуживает поощрения, но не в этот раз. Пользоваться дедовскими способами, когда в одной Москве каждый год прибавляется несколько сот тысяч машин, кажется исключительно неразумным. Странно, что переговоры еще только ведутся и пока никаких результатов нет.
Совместное использование базы данных об автомобилистах поможет и ГИБДД, и ФССП оперативнее и проще проводить работу по взысканию штрафов с неплательщиков.
Желая узнать мнение самих сотрудников ГАИ об использовании их базы, ГЗР отправилась в пресс-службу ГИБДД. Удивительно, но там были не в курсе дела. Мы зачитали по телефону фрагменты из официального письма начальника дорожной инспекции и директора ФССП. После чего нам ответили:
– Мы никак не можем прокомментировать это. Сначала нужно все узнать по своим каналам.
Хорошо же наши ведомства улучшают совместную работу, если известно об этом «улучшении» лишь тем, кто непосредственно подписывает бумажки, и небольшому кругу «посвященных».
Также не до конца понятно, что будет с конфиденциальностью сведений, содержащихся в базе данных ГИБДД. Не попадет ли эта информация не в те руки? Хотя, возможно, это вообще не важно, все базы и так давно взломаны, украдены и повсеместно продаются на рынках.
И в заключение еще пару слов на тему уплаты штрафов. Когда штраф выписывают, вам дают листок с отпечатанными на нем реквизитами. Точнее, даже не отпечатанными, а отштампованными. В этом-то и состоит основная беда. Штампы не всегда читаемы. Порой вы понимаете, что невозможно разобрать написанное, когда уже далеко уехали от гаишников. А за неуплату штрафа водителя вызывают в суд. Причем в суд того района, где вас оштрафовали. То есть, например, если это произошло где-то между Москвой и Санкт-Петербургом, то ехать для разбирательства придется именно туда. Поэтому всегда проверяйте четкость отштампованных реквизитов.
Есть еще один нюанс. Реквизиты могут быть вообще не те. Бывали случаи, когда сотрудники ГАИ в последний момент вспоминали, что у них есть новые реквизиты и выдавали другую бумажку. Но если одних осеняло, то другие могли и не вспомнить вовсе...
Возможно, многие слышали, что людей, имеющих непогашенные штрафы, не выпускают за границу. Проясним, что решение ограничивать или нет выезд должников за рубеж, принимает только суд. Такая мера может быть применена исключительно к злостным неплательщикам. Если за вами долго числится неоплаченный штраф, дело передается в ФССП.
Пристав уведомляет должника о том, что ему нужно заплатить столько вот за то-то. Если человек не только не оплачивает первый штраф, но и продолжает копить их, игнорируя предупреждения судебного пристава, то тогда он начинает считаться «злостным». Понятно, что неожиданно узнать о неоплаченных квитанциях такому человеку трудно. Однако, если к вам никто не обращался, но тем не менее вы хотите узнать, какие за вами числятся штрафы, сделать это не так уж просто – до сих пор единой базы данных ГИБДД не существует, и точно сказать, какие именно постановления вами не исполнены, затруднительно. Особенно в случаях, если эти штрафы налагались в различных регионах страны. Лучше всего обратиться в группу административной практики подразделения ГИБДД по месту жительства с письменным заявлением. Аналогичную информацию можно получить и в районном отделе ФССП.
И на всякий случай храните квитанции.