Муза и проза. Renault Symbol
–Давай жми, – подначивал коллега, – этой подвеске все нипочем! Поддаваясь на провокацию, я давил на газ, и вдруг… Лежащие на дороге тени деревьев замаскировали высокий перегиб асфальта, и когда перед нами возник трамплин, тормозить было поздно. Не сбрасывая газа, я вцепился в руль, приготовился к прыжку… Ухнули длинноходные подвески, колеса облизали высокий бугор, Symbol мягко отработал несколько вертикальных колебаний – и честно пошел по прежней траектории. Где-то мы такое уже видели, не так ли?
Дороги в окрестностях курортного турецкого городка Бодрум не ахти – стоит отъехать в сторону от гладких центральных магистралей, попадаешь на узенькие ухабистые трассы, местами обильно присыпанные гравием. Но подвеску Symbol этим действительно не удивишь – умеренно жесткая на стыках асфальта, она совершенно спокойно относится к крупным колдобинам, информируя о них лишь вздохами амортизаторов и кренами. Фух! – бугор под правыми колесами. Фух! – провал под левыми. Замкнуть подвеску на буферы отбоя мне удалось лишь раз, когда в крутом правом вираже поджатая от крена левая стойка отработала очередной незаметный глазу бугор… Да-да, этот характер мы уже знаем – так же индифферентно к ухабам относится только Logan.
Еще одна беда турецких дорог – очень скользкий асфальт. Гладкое полотно на 35-градусном солнцепеке раскаляется, уменьшая сцепление и заставляя добрым словом поминать даже зимний московский рассол. Дал чуть больше газа при троганье – колеса срываются в пробуксовку, перетормозил на спуске – машина пошла юзом, чуть резче дернул рулем в повороте – отлавливай скольжения. Но Symbol оказался душкой. На провокационный рывок рулем внутрь поворота он откликается нежным заносом, мягко оттягивая корму в сторону. Контролировать скольжения не мешает даже вялый и малоинформативный руль – развитие заноса происходит небыстро и предсказуемо. Никакой изюминки, зато просто и надежно. И без всякого чувства жалости к машине.
Имя собственное
На некоторых рынках Renault Symbol носит имя Thalia, которое у нас, например, не звучит. Действительно, ездить на талии… А ведь Талия – это одна из девяти греческих муз, которая на полотнах средневековых мастеров обычно изображалась в компании с музой трагедии Мельпоменой и покровительницей истории Клио. Талия же олицетворяет комедию и легкую поэзию и изображается обычно с комической маской в руке. Пародия, одним словом.
Много лет кряду седан на базе Clio второго поколения действительно выглядел пародией на самого себя: хорошее шасси, приличные материалы отделки – и совершенно несуразная внешность с наскоро пришлепанным саквояжем багажника. Но главное, что он был дешев, а внешность… Стерпелось, слюбилось.
Новый Symbol уже не гадкий утенок, но и с нынешним Clio рядом тоже не стоит. Тот оставил своего предшественника в истории и шагнул вперед, седан же стал по сути развитием модели предыдущего поколения. Более современное шасси Clio III для него дороговато, узлы Renault Logan для тонкой настройки требуемых характеристик управляемости и комфорта тоже не подошли. Поэтому платформа осталась прежней – подвески, двигатели и даже силовая структура кузова изменились лишь в деталях. На столь глубокий рестайлинг интернациональной команде инженеров из Франции, Турции и Румынии было отпущено 100 млн. евро и 26 месяцев. И теперь Symbol кажется действительно новым: спереди намек на Sandero, сзади читаются нотки из Megane… Стиль простецкий, но машина по крайней мере выглядит свежо и гармонично, усердно скрывая под новыми кузовными панелями обводы прежней несуразной фигуры. Муза наконец примерила достойное платье.
А ведь багажник-то уцелел! Под элегантной (теперь так!) крышкой по-прежнему рекордные 506 л объема. Увы, заднее сиденье все еще складывается только целиком, а образующийся проем сильно поджат сверху поперечиной кузова.
Салон узнается сразу: почти такой же интерьер мы ощупывали полтора года назад, когда в Россию привезли в третий раз модернизированный Symbol «предыдущего» поколения. Впрочем, нынешний еще чуть облагородили – появились более строгая (но по-прежнему мягкая) накладка передней панели, симпатичные обивки сидений, «заиграла», наконец, двухцветная окраска. А уж на велюровые кресла богатых комплектаций вообще любо-дорого присесть! Немецкой жесткости и строгой боковой поддержки от них ждать не приходится вовсе, зато на этих диванчиках вполне удобно ездить на дальние расстояния. Сзади сиденье пожестче, да и вообще там не разгуляться – сидеть за рослым водителем доводится впритык, а если и сам высокого роста, то придется головой подпирать потолок. Но в целом тут весьма уютно и даже тихо – дополнительные звукоизоляционные материалы под приборной панелью аккуратно смягчают рявканье из-под капота.
Останется только один
Европейская гамма моторов широка и включает даже два 1,5-литровых дизеля и экзотический 75-сильный моторчик 1.2. Но нам достанутся только машины с 16-клапанным мотором объемом 1,4 л мощностью 98 л.с. Поставки двигателей 1.6 пока под вопросом, зато точно известно, что восьмиклапанниками Symbol на нашем рынке оснащаться не будет – их решено оставить для Logan, дабы более четко развести машинки в табели о рангах.
Легкий Symbol 98-сильный мотор везет в охотку. Ровный, универсальный двигатель: тяговит на низких оборотах, приятно раскручивается на высоких. Жаль даже, что по французской традиции механическая коробка с хорошо подобранными передаточными числами работает без изюминки – качественно, но безвкусно. А «автомат»? Старая коробка отметила 15-летие и, даже несмотря на постоянные модернизации, бесконечно устарела. Быстро тронуться с места с ней невозможно вовсе, а уж в горку… Старушка аккуратно переключается вверх и долго переходит вниз, но частенько бодрится, норовя помочь пониженной передачей – при спусках или динамичной езде упорно удерживает вторую или третью, с трудом откликаясь на просьбы педалью газа включить повышенную. Для гористой местности настройки в самый раз, в иных условиях приходится долго «переучивать» адаптирующуюся электронику. Для неторопливых барышень, пожалуй, подойдет...
По рецепту
Раз уж конкуренты не предлагают более совершенных конструкций, именно «автомат», доступный во всех версиях Symbol, а не приятная внешность и есть самое главное конкурентное преимущество французов. У турецкого седана FIAT Albea такой коробки нет вовсе, Peugeot 206 Sedan предлагает ее только с мотором 1.6 и ценником от 468 000 руб., 4-дверный Chevrolet Aveo с АКП обойдется в 439 200 руб. Дороже! А вот Hyundai Accent, который с «автоматом» можно купить за 359 700 руб., французам остается бить незатасканной внешностью и оборудованием вроде климат-контроля или боковых подушек безопасности. Совсем уж дешевых версий Symbol с худосочными моторами и минимальной комплектацией на нашем рынке не будет вовсе – эту нишу прочно занимает бюджетный Logan. Symbol же всячески дистанцируют от роли хозяйственного автомобиля, предлагая ему образ семейного и иногда корпоративного для тех компаний, которые не желают бюджетных ассоциаций.
Растиражированная платформа, новый кузов и подбор комплектаций под требования рынка – вот отличный рецепт недорогого, но и не дешевого автомобиля. Простого жизненного транспортного средства, не лишенного, впрочем, благ цивилизации. А ведь именно прозу жизни, согласно древним поверьям, и олицетворяют Мельпомена и Талия. О том, чего может достичь человек, согласно легендам, напоминает стоящая чуть поодаль Клио…