Русский впрыск
Первый отечественный мотор с непосредственным впрыском топлива сошел с конвейера в 1942 году, но ставили его не на автомобиль, а на истребитель Ла-5ФН. А первый автомобильный двигатель был готов в середине шестидесятых.
Обычный с виду «Москвич», а в его моторном отсеке бросается в глаза отсутствие карбюратора и необычной формы массивный впускной коллектор. Между ним и клапанной крышкой, как в развале блока V-образного двигателя, приютился агрегат, поразительно похожий на топливный насос высокого давления. Неужели дизель? Нет, форсунки вмонтированы во впускной трубопровод. Значит, перед нами бензиновый впрыск.
В 1966 году инженеры ЦНИИТА воплотили в металле конкурентоспособную на тот момент систему механического впрыска топлива, проведенные стендовые испытания доказали ее жизнеспособность. Для изготовления отдельных узлов требовалось оборудование высокой точности, поэтому доводкой и изготовлением системы занялись специалисты ФЭДа, имевшие в своем распоряжении все необходимое. Изначально инициатором проекта выступила авиапромышленность, позже к ней присоединился и уфимский моторный завод (УЗАМ). Не остались в стороне и другие автозаводы: ГАЗ оснастил впрыском три «Волги» ГАЗ-21. В 1968 году запорожский завод «Коммунар» решил оснастить впрыском экспериментальный оппозитный двигатель, созданный совместно с объединением «Моторсичь», однако по указанию сверху проект был свернут. Попытки адаптировать систему под 408-й «москвичовский» двигатель кончились ничем, дальше разговоров дело не двинулось, и проект на некоторое время заморозился. Следующее упоминание о разработке относится к середине восьмидесятых годов: созданный инженерами ВАЗа дизель нуждался в топливной аппаратуре. Тут и возникла идея адаптировать под него уже готовую систему. Доработали, настроили, подали заявку на участие в конкурсе. Участников было трое: Bosch, Ярославский завод топливной аппаратуры и ФЭД. Победил, как известно, немец.
В итоге после двадцати лет скитаний впрыск вернулся на УЗАМ – новое поколение «Москвичей» требовало более мощного и тяговитого мотора. Одним из перспективных направлений считалось оснащение базового двигателя системой впрыска, и конструкторское бюро ФЭДа в срочном порядке закончило доводку системы для 412-го двигателя. Устроена система следующим образом: центральная ее часть – насос высокого давления – представляет собой четырехплунжерный рядный агрегат беспрецизионного типа с манжетным уплотнением плунжеров. Применение глубоко армированных уплотнительных манжет вместо масляного затвора и других технических ухищрений, направленных на предотвращение подтекания топлива в нагнетательной секции насоса – основная отличительная особенность агрегата. При максимальных оборотах насос способен развить давление до ста атмосфер (!), а это значит, что впрыскивать топливо можно непосредственно в цилиндр. Стало быть, система годилась не только для бензиновых моторов, но и для дизельных. Основные проблемы доставляла вода, в изобилие содержащаяся в топливе. Она, а также низкое качество фильтрующих элементов отечественного производства явились причиной отказа одного из насосов после смешного пробега в 16 тысяч километров. Любопытно, что конструкция не имела муфты опережения впрыска – этот параметр автоматически задавался алгоритмом работы дозирующего клапана, находящегося внутри плунжера. Он же задавал давление и количество впрыскиваемого топлива посредством рейки, скос которой входил во фрезеровку плунжера. Приводился основной топливный насос ремнем от кулачкового вала, а электрический подкачивающий располагался у бензобака автомобиля. Вмонтированные в коллектор форсунки впрыскивали топливо в момент максимального открытия впускного клапана. Примечательным было то, что для установки системы на автомобиль серьезного вмешательства в двигатель не требовалось.
Отсутствие карбюратора позволило применить впускной трубопровод со впускными каналами равной длины, благодаря чему достигнуто лучшее наполнение цилиндров и как следствие более благоприятные мощностная и тяговая характеристики двигателя.
После установки топливной аппаратуры на «Москвич» крутящий момент возрос на 12%, мощность – почти на 10% без увеличения оборотов. Заметного снижения расхода топлива не наблюдалось, зато было достигнуто снижение СО в отработавших газах на двадцать с лишним процентов.
Но «механика» уфимцев уже не устраивала. Пришлась она по душе лишь спортивной команде завода, где и служила верой и правдой аж до середины девяностых годов. За годы «скитаний» система морально устарела и уже не имела шансов попасть на конвейер, однако завод решил наладить выпуск таких систем питания, предполагая, что автолюбители станут заменять ими карбюраторы самостоятельно. В девяностых годах было изготовлено 1500 комплектов для 412-х двигателей. Стоимость комплекта, включающего помимо топливной аппаратуры еще и модернизированный коллектор, в 1997 году не превышала $400. Увы, отсутствие рекламы и невысокий уровень достатка населения окончательно поставили на проекте крест, производство было свернуто.