Смерть от октана

Смерть от октана

Все началось с одного незатейливого письма в редакцию. Владимир, владелец Subaru Impreza WRX, жаловался на то, что машина ни с того ни с сего потеряла динамику, «слегка задымила» и стала больше обычного поджирать масло. «Заправляюсь всегда 98-м, – отмечал автор письма, – и лишь раз залил бензин на непроверенной заправке. После чего все и началось». Подозрительных шумов хозяин не приметил. Так что вопрос его касался предпочтительных свечей зажигания и масла, чтобы расшевелить залипшие, как полагал Владимир, кольца. Мы не остались безучастными к письму и посоветовали ряд столичных сервисов, где владельцу могли бы помочь. Однако к этому моменту выяснилось, что проблема усугубилась: двигатель застучал и потребовал капитального ремонта…

Помочь разобраться в сложившейся ситуации и понять, что могло приключиться с мотором, мы попросили технического директора раллийной команды AKRT, выступающей на автомобилях Subaru, Андрея Долгова и директора технического центра «Плеяда» Андрея Мичулита.

– Российский бензин – это бич… уж не знаю чей. Известно, что двигатели, оснащенные турбонаддувом, особенно требовательны к октановому числу. Однако попробуем начать с самого начала. В чем истоки проблемы, так сказать, корень всех бед именно наддувных моторов Subaru?

– Качественный 98-й – и проблем не будет! Вот и весь ответ (смеются). Если же говорить серьезно, то, не вдаваясь в технические нюансы, получим примерно следующую картину. Понятно, что турбина крутится постоянно. Однако ее работу можно условно поделить на два режима: пассивный и активный. В первом случае она как бы выключена, то есть компрессор не создает давления воздуха. Второй, активный режим – собственно рабочее состояние турбины. Оно и обеспечивает нагнетание воздуха в цилиндры. Важно здесь то, что активность турбины зависит исключительно от нагрузки на двигатель. Если, как говорят на сленге, не топить, то двигатель до определенного предела будет работать в атмосферном режиме.

Однако положение вещей изменится радикально, когда вы полностью откроете газ, то есть увеличите нагрузку на двигатель. Компрессор откликнется нагнетанием воздуха в цилиндры. Требования к качеству топлива возрастаютмногократно, в геометрической прогрессии. Ибо если качество бензина не будет отвечать стандартам, то вместо нормального горения в цилиндрах произойдет взрывное сгорание топлива со скоростью распространения фронта пламени больше скорости звука. Это называется детонацией, которую слышно и которую ошибочно называют «звоном пальцев».

– Ну детонацией нас не напугать! Услышав характерный звон, можно ведь поменять или, на худой конец, разбавить некачественное топливо?

– Как вы говорите, характерный звон применительно к мотору с наддувом фатален. Услышав его, можно смело ехать в сервис. Проблема не в том, чтобы услышать детонацию, а в том, чтобы ее предотвратить. В противном случае последствия звона не заставят себя ждать. Сильные ударные нагрузки, возникающие из-за детонации, пагубны прежде всего для поршневой группы. Первыми страдают перегородки поршневых колец: участки поршня между выемками под кольца – самые слабые места (рис.). В результате «взрывной» работы двигателя они разрушаются. Это, так сказать, начальная стадия необратимого заболевания. Ее симптомы – потеря мощности и увеличенный расход масла. Потеря мощности незначительна, что зачастую играет с владельцем злую шутку: он просто ее не замечает.

– И каковы же «завоевания» детонации?

– Далее через отверстия, образовавшиеся в разрушенном поршне, газы из камеры сгорания начинают поступать в картер двигателя. И, естественно, наоборот: масло из картера попадает в рабочую камеру. Процесс грозит двумя неприятностями. Во-первых, несгоревшее масло отправляется в выпускной тракт. Под воздействием высокой температуры оно горит, образуя заметное сизое дымление из выхлопной трубы. Во-вторых, газы, попадающие в картер, планомерно губят остальные системы двигателя, нанося существенный урон маслу. Поясню. Не секрет, что некоторые внутренние части блока цилиндров смазываются масляным туманом. Так как система вентиляции картерных газов закрытого типа, капли масла попадают во впускной коллектор, а оттуда в камеру сгорания, где окончательно выгорают. На исправном моторе такая потеря масла вполне нормальна, это, так сказать, здоровый угар. Все, однако, меняется, когда газы камеры сгорания создают в картере избыточное давление. Объем масловоздушной смеси, поступающей во впускной тракт и цилиндры, значительно увеличивается. В итоге излишки масла оседают в коллекторах, турбине, интеркулере и т.д., засоряя систему подачи воздуха. А главное – «гремучая смесь» начинает поступать в другие цилиндры. Раскаленные газы, попадающие в картер, окисляют масло, и его смазывающие свойства сильно ухудшаются. Словом, болезнь поражает двигатель полностью.

На этом этапе симптомы становятся очевидными. Явная потеря мощности, сизый вонючий дым из выхлопной трубы, перебои в работе мотора из-за того, что излишки масла быстро закидывают свечи зажигания, – все разом скажет о необходимости ремонта двигателя.

– Что же предпринять владельцу, столкнувшемуся с такой бедой?

– Первое и главное, отбросить даже мысль о «волшебных пузырьках» из магазинов автохимии. Присадки способны лишь усугубить и без того серьезную проблему. Если дело дошло до разрушения поршня, лекарство только одно – капитальный ремонт с заменой всех пострадавших деталей цилиндропоршневой группы. На первый взгляд очевидное положение у многих вызывает сомнения. Не раз приходилось сталкиваться с моторами,на которых ограничивались только заменой разрушенного поршня. Естественно, эти двигатели опять требовали ремонта. Увы, вновь и вновь приходится повторять прописную истину: полумеры способны только затянуть ремонт и сделать его дороже. Механические обломки, стружка пострадавшего поршня попадают в картер двигателя. Мелкодисперсные частицы забивают маслоприемник, масляный насос, по масляным магистралям поступают к доброй половине трущихся деталей. Не вскрыв блок цилиндров, невозможно промыть каналы. Представление о том, что так называемая активная промывка способна полностью очистить мотор, в корне ошибочно. Стружка все равно останется в каналах блока. Самое же печальное заключается в том, что последствия некомпетентного вмешательства могут привести к окончательной гибели двигателя.

– Как же так? Ведь по сути главная причина бед будет устранена. Неужели из-за какой-то стружки можно начисто приговорить мотор?

– Вот так и рассуждает большинство владельцев, ограничившихся полумерой. Давайте-ка вспомним некоторые особенности автомобиля Subaru Impreza WRX. Звуки двигателя и выхлопа перекрывают посторонние шумы. Прибавьте к этому постремонтную уверенность хозяина машины. Недостаток мощности и подозрительные стуки списываются на притирку и приработку. На самом же деле происходит следующее. Невымытые остатки металлической стружки попадают в пары трения (шатунный вкладыш – шейка коленвала). Как следствие шатунные вкладыши работают на убой: появляются задиры, увеличивается зазор между вкладышем и шейкой коленвала. В результате масляный клин в месте трения утолщается, а когда давления в системе для создания твердой пленки не хватает, пленка рвется. Сухая работа пары трения сопровождается глухим стуком. Дальше – больше. Вкладыш полностью стирается, и шейка коленчатого вала начинает биться о шатун. Если проигнорировать и этот стук, то спустя несколько километров шатун разорвет. Его куски разобьют блок цилиндров изнутри. Более того, были случаи, когда крупные обломки пробивали блок цилиндров навылет! Даже ГБЦ, расположенная со стороны поврежденного цилиндра, будет подлежать замене. Как правило, столь запущенные моторы ремонтировать невыгодно. Проще и дешевле подыскать двигатель на разборке.

– Да, весьма удручающая картина... А какова «цена вопроса»? Во что обойдется ремонт?

– Все зависит от стадии заболевания. Ремонт двигателя с прогоревшим поршнем, то есть на первой стадии, в среднем по Москве обойдется где-то в 20 тыс. рублей. Плюс стоимость запасных частей (табл.). Если же вы довели мотор до крайней степени разрушений, то… за б/у двигатель из Японии могут попросить от 3 до 6 тыс. долларов в зависимости от модели и состояния. Проще же всего не доводить мотор до криминала. Аккуратность в выборе АЗС, качественное масло и, конечно, своевременное обслуживание и регулярная диагностика у профессионалов – вот залог долголетия двигателей Subaru, оснащенных турбонаддувом.

Подпишитесь на «За рулем» в