Девушка с жезлом
Елена Золотых, 27-летняя блондинка с голубыми глазами, неплохо смотрелась в форме с лейтенантскими погонами да еще на центральном проспекте имени Ленина, как раз напротив магазина «Современник». Взмахом жезла она остановила иномарку, лихо козырнула: «Почему не пристегнуты ремни?» и кивнула на пассажирку на переднем сиденье Volvo. Разве можно тут без интервью...
– Что сподвигло тебя избрать такую профессию? – спрашиваю Лену.
– Я давно об этом мечтала и, когда объявили о наборе в женский взвод инспекторов ДПС, написала заявление. Из сотни таких, как я, отобрали 11 человек, но четырех девчат потом отсеяли – кого на собеседовании, кого на медкомиссии.
Работа наша, конечно, не из легких: в жару, стужу, в дождь, снег – на посту. И водители-нарушители зачастую ведут себя по-хамски. Типа: «Да кто ты такая... да я тебе...» и мат-перемат. Хорошо хоть напарник в нескольких шагах, при нем они шелковые становятся. И потом, не дай бог, конечно, случись ДТП, травмы, кровь... Не каждый это выдержит.
– Но ты же выдержала?
– Какой ценой (вздыхает). Поначалу и ревела, и груз на душе какой. Хотя и сейчас... К этому никогда не привыкнешь.
– Прежде чем стать инспектором ДПС, ты заканчивала академию МВД?
– Да нет, не пришлось. Закончила Международный институт экономики и права по специальности «Уголовно-правовая адвокатура и юриспруденция», потом курсы в учебном центре УВД. Там меня аттестовали на лейтенанта, поскольку имею высшее образование.
– И ты сразу приняла пост на проспекте Ленина?
– Если бы. Куда меня только не бросали: в Красноармейский район, на ГЭС, на улицу Рокоссовского, патрулировала участок у областной администрации. Потом только попала сюда, к «Современнику».
– Как водители реагируют на женщину-инспектора?
– По-разному. Одни улыбаются: женщинаинспектор да еще такая молоденькая; другие пытаются заигрывать, но я таких отшиваю вежливо, с улыбкой. Третьи, особенно злостные нарушители, права начинают качать, угрожать. С такими уже другой тон: оформляю протокол, привлекаю, если надо, свидетелей...
Как-то тормознула дорогущую иномарку за явное нарушение. Импозантный такой дядечка, начальник, видно. Одним видом показывает, какой он крутой, вылезать из машины не собирается. Сует мне купюру. «Ах ты... – думаю, – сейчас я сброшу с тебя спесь». Требую права, заставляю пройти на пост, чтобы составить протокол. Напарник мой подходит. Тут уж крутой заюлил, визитку сует. «Не нужна мне ваша визитка», – говорю. Выписываю штраф. У того глаза на лоб, видно, привык, чтобы козыряли ему. Одним словом, хлопнул дверцей, мол, найду управу, кому надо позвоню.
– А как реагировали представители власти, когда ты регулировала движение возле областной администрации?
– Наш губернатор, когда выходил из машины, с улыбкой подходил ко мне: «Ну как, инспектор, дела? Чего такая грустная? Все в порядке? Это хорошо, что у нас инспектора – женщины, порядка на дороге больше. Ну успехов тебе... Работа-то нравится?»
– А действительно, нравится?
– Конечно, иначе не пошла бы сюда. Нравится, что постоянно общаюсь с людьми, а они все разные, и то, что у нас, инспекторов, мужской коллектив: в обиду не дадут...
– Смотрю, у напарника твоего на боку «пушка», а у тебя один жезл да рация...
– Не положено нам, женщинам-инспекторам, оружие. Боятся, видно, что какого-нибудь хама подстрелю (улыбается). Зачем мне «макаров», когда напарник всегда рядом. В любом случае сама смогу защитить себя. Знаю кое-какие приемы...
– Каратэ, самбо?
– Самбо. В учебном центре нас научили не только обороняться, но и делать болевые заломы на задержание.
– Машина у тебя есть? На водительские права сразу сдала?
– Ну откуда у меня машина? Хотя давно мечтаю о Toyota... В первый раз на ней прокатилась. Классная машина да еще с правым рулем. А на права я сдала со второго захода. Когда сдавала в первый раз, компьютер старенький заглючил, не разобрала на экране дорожный знак.
– А за границей была? Как у них там на дорогах?
– В Италии была прошлой зимой в отпуске. То, как у нас и у них работает автоинспекция, – небо и земля. Не торчат на дороге целый день. Кругом видеонаблюдение, почти на каждом светофоре. И водители более дисциплинированные, хоть итальянцы – народ эмоциональный, горячий. Штрафы у них за нарушения ПДД более жесткие, чем у нас: 200 евро и выше. При средней зарплате в 2 тысячи это ощутимо для кошелька.
– Много там женщин-инспекторов?
– Да побольше, чем у нас. И форма у них эффектная – фуражка с кокардой, китель под курткой зимой, черные брюки с алыми лампасами. Патрулируют там женщины-инспекторы тоже с мужчинами-напарниками. На «пушку» (есть она или нет) не обратила внимания. И жезл у них красный, как у нас в поездах.
– Аварии случалось видеть?
– Видела, как несколько машин столкнулись. Тут же понаехали полицейские, карабинеры, следователи...
– В России с 1 июля водителям разрешено употреблять алкоголь (в определенных дозах, конечно). Не возросло ли число пьяных за рулем?
– Думаю, нет. У кого голова на плечах, десять раз подумают, выпить ли кружку пива или 100 граммов вина. Понимают, что в такую жару спиртное – верный шаг к аварии, в лучшем случае придется дышать в трубочку... У нас, русских, натура ведь какая: одной кружки всегда мало. Таких отправляем на медицинское освидетельствование.
– Наркоманы за рулем часто попадаются? И как определить, выпил водитель или травки нанюхался?
– Наркомана с первого взгляда можно определить: глаза покрасневшие, руки дрожат, когда права подает, реакция неадекватная. Таких, как и алкашей, направляем на МО (медосвидетельствование), иначе врежутся в первый же попавшийся столб или ДТП совершат.
– При тебе такое случалось?
– Крупных аварий, слава богу, нет... При мне маршрутка врезалась в столб. А еще девушка попала под машину. В неположенном месте Невскую улицу переходила. На работу, говорит, торопилась. Хорошо хоть отделалась ушибами. Не приведи господь, конечно, если что-то страшное случится на дороге. Смятые в гармошку машины, пострадавшие дети...
– Лен, а хобби какое у тебя? – перевожу разговор на мажорную ноту.
– Какое там хобби! Просыпаюсь в пять утра, час на сборы. На посту с полседьмого до четырех вечера. В выходные и когда на смену не надо идти, хожу в бассейн на плавание.
– Сын не собирается пойти по маминым стопам?
– Дима все про мамину работу знает. Прихожу как-то с работы, а он в мой китель обрядился. «Мам, – спрашивает, – а тети-дяди у тебя все на зеленый свет переходят?»
– Хороший вопрос Дима задал. Действительно, кто из них больше ПДД нарушает?
– Скорее, женщины. Вечно куда-то торопятся. Тормознешь их, а они: «А за что это штраф?» Я в ответ, мол, вы такие же участники дорожного движения, как и водители, и правила для всех одни.
– Куда бы хотелось поехать в отпуск?
– Да я только из отпуска, была на Черном море. А вообще, мечтаю поехать в Испанию. Почему именно туда? Места и природа там прекрасные, погода, море всегда теплое, люди веселые и общительные.
– Смотрю, ты стараешься, горишь на работе, начальство такое рвение отмечает?
– Поощрений пока не заслужила, а замечания были.
– За то, что врезала хаму в лоб?
– Нет, что вы (улыбается). Сегодня утром объявили учебную тревогу, в связи с событиями в Южной Осетии, наверное. Не все в комплекте у меня оказалось. А так стараюсь...
– Успехов тебе и очередной звездочки на погонах.