Секреты букв и цифр

СЕКРЕТЫ БУКВ И ЦИФР

И, наверное, тем, кто собирается посмотреть другие его этапы, полезно разобраться в классификации раллийной техники. Шутка ли – даже в нашей, далекой от европейских раллийных эталонов стране медали разыгрываются в шести зачетах! В центре внимания большинства зрителей – самые быстрые машины «полноприводного» класса N4, но ведь и в зачетах А6 или Р11 – своя собственная интрига, не менее острая и интересная борьба. Что означают эти комбинации букв и цифр?

С прошлого года Россия взяла на вооружение принцип раллийной классификации, разработанный ФИА. Буква А (и у нас, и во всем мире) указывает на автомобили, специально подготовленные для ралли на базе серийных. Тут допустимы существенные переделки – они могут касаться самой конструкции двигателей, трансмиссии, подвески и тормозов, даже очертаний кузова. N – машины серийные (Production car), адаптированные к ралли. Эта адаптация заключается, главным образом, в установке элементов безопасности. Любой автомобиль, выходящий на старт, должен быть оборудован особым каркасом, многоточечными ремнями, специальным «противопожарным» баком и т. д. Спортсмены могут лишь поставить усиленную подвеску, более выносливые амортизаторы, сцепление и цепкие гоночные тормоза (адекватные размерам колес), а дальше работают, в основном, с настройками – той самой подвески, мотора и турбины (если она предусмотрена).

Наконец, буква Р означает, что речь идет о машинах, подготовленных по национальным техническим требованиям либо утративших международную омологацию (попросту говоря, технически устаревших). Омологация – это официальное подтверждение соответствия автомобиля современным требованиям. Не так давно истек срок действия омологации для семейства VAZ 2108 – «восьмеркам» с той поры вход на зарубежные соревнования закрыт.

Цифры в названиях классов говорят о рабочем объеме двигателя. У нас, как и во всей Европе, принята такая градация: до 1400 смз, до 1600, до 2000 и свыше 2000. А все используемые комбинации букв и цифр можно свести в незатейливую таблицу.

Ее можно взять с собой не только на ралли «Карелия» или «Новороссийск», но и на любой из этапов чемпионата мира или Европы. Правда, в мировой практике существует еще разделение внутри зачетов. Например, проводят чемпионат мира для пилотов на машинах класса «Супер-1600» – это та же группа А6, но с рядом свобод в подготовке (строго оговорена лишь максимально допустимая стоимость машины). Еще немного специфики и терминологии. WRC, то есть «мировой раллийный автомобиль» – world rally car, формально попадает в зачет А8, являясь более совершенным, чем машина «чистой» группы А. Термин «кит-кар» говорит о чуть менее жестких рамках, в которых подготовлен данный автомобиль (см. также ЗР, 2004, № 1).

Нет смысла проводить состязания для машин, которых в стране очень мало или нет вовсе. Поэтому у нас отменили так называемый абсолютный зачет (общий для всех, а побеждали там в последние годы на WRC) и оставили лишь наиболее массовые: N2, N4, А6, Р10, Р11 и Р12. Отметим нюанс: если у вас продвинутый «Peugeot 206WRC», то вы сможете выиграть любую гонку, но... никак не российский чемпионат, где нет зачета А8! И добавим, что эта система не делает никаких скидок на «национальность» автомобиля. Марка ВАЗ в России не наделена преимуществом перед «Ситроеном» или «Ниссаном». Машины разных заводов сражаются на раллийных трассах в абсолютно равных условиях.

Новинки группы N4 в России сегодня появляются в тот же день, что и в Европе. Две самые массовые модели чемпионатов мирового и национальных – «Импреза» и «Лансер» обновляются производителем ежегодно. Мощность – около 199 кВт/270 л. с., крутящий момент – 370 Н.м.

Основа национальной зачетной группы Р11 – «Фольксваген Гольф GTi» (второй и третьей серий) с двухлитровым атмосферным мотором. Идея зачета Р11 – продлить гоночную жизнь машинам, чьи хозяева не в состоянии обзавестись современной и, соответственно, более дорогой техникой.

Вершина раллийной эволюции – WRC. Заявленная мощность «Фокуса» – 221 кВт/300 л. с. (фактическая – больше), максимальный крутящий момент – 550 Н.м при 4000 об/мин, полный привод, турбонаддув. Оригинальные технические разработки (трансмиссия, тормоза и т. д.) изготовитель держит в секрете.

WRC в миниатюре – «Рено Клио» действующего чемпиона мира среди юниоров Брюса Тирбасси. Около десятка фирм, включая АвтоВАЗ, сочли нужным создать машины класса «Супер-1600». С этого объема снимают примерно 220 «сил». Крутящий момент достигает 200 Н.м при 7000 об/мин.

«Зажившаяся» на этом свете и отставшая от мировых стандартов «Волга» благодаря 2,3-литровому мотору ЗМЗ-406 попадает в одну компанию с такими заслуженными ветеранами, как, например, полноприводная «Лянча Дельта Интеграле». Поэтому для немногочисленных раллийных «волг» в этом году учреждена отдельная трехэтапная серия.

Типичный и повсеместно распространенный представитель класса А6 – 150-сильный «Peugeot 206». Для подобных маленьких машин в разных странах проводят отдельные соревнования. Так, в Великобритании много лет успешно стартует Суперкубок «Peugeot 206» – соревнование только для этой модели. Аналогичные автомобили есть и в России.

ФОТО: DPPI И ОЛЬГА КОРНЕЕВА

Подпишитесь на «За рулем» в