Гражданка мира. Ford Fiesta

Гражданка мира. Ford Fiesta

Идеей глобального автомобиля, который бы одинаково хорошо продавался на всех континентах, время от времени увлекается каждый крупный производитель. Только вот угодить сразу всем практически никогда не получается, и, помучавшись с очередным всемирным проектом, породившая его фирма забывает об этой утопии лет на десять и... кидается в другую крайность – нишевую истерию, суть которой в не менее утопичном стремлении создать уникальный автомобиль для каждого платежеспособного индивидуума. Подобные метания – совершенно нормальное явление, оно не что иное, как отраслевая интерпретация маятника мировой истории. Его амплитуда у каждой компании своя, но она всегда напрямую связана с ее текущим финансовым состоянием. Сегодня состояние компании Ford (как и американской экономики в целом), мягко говоря, не внушает оптимизма: ей как воздух необходимы успешные многотиражные модели, которые в среднесрочной перспективе позволят выйти хотя бы на безубыточный уровень. Естественно, что на разработку множества моделей денег нет, а имеющиеся средства приходится тратить предельно аккуратно и целенаправленно. В идеале достаточно одного, но очень точного попадания во всемирного потребителя – что-то вроде плеера Apple iPod, который берут за образец жаждущие успеха компании. Беда в том, что создать всемирно успешный продукт ценой и размером с автомобиль еще никому не удавалось. Почему? Да потому, что не хотят граждане разных стран и континентов ездить на одинаковых автомобилях. Примеров куча. Renault Clio продается в Европе сотнями тысяч, но в России встречается реже, чем Bentley Continental GT. Toyota Camry дико популярна в Америке и России, но никому не нужна в Европе. Китайцы охотно покупают все подряд, но машины местного производства за рубежом становятся скорее героями анекдотов, а не статистики продаж. И все же пример компании Apple настолько беспрецедентен и впечатляющ, что позволяет надеяться на экономическое чудо компаниям из самых разных областей мирового хозяйства. Нужен лишь один мощный рывок, гениальное решение, продукт, чьи превосходные потребительские качества будут очевидны для всех.

Гаджетология

В свете вышесказанного совсем неудивительно, что новая Fiesta так сильно напоминает модный гаджет. А для гаджета половина успеха – это дизайн. Только дизайн штука сильно субъективная, и нужно обладать просто невероятным чутьем и безупречным вкусом, чтобы создать «чистейшей прелести чистейший образец». Получилось ли это у дизайнеров Ford? Пока ответ давать рано, но предварительные данные обнадеживают: на данный момент я не знаю ни одного человека, который бы сказал, что новая Fiesta – некрасивый автомобиль. Философия кинетического дизайна, которой нынче придерживается Ford, кажется, только в модели Fiesta проявила себя в полную силу. В ней нет тяжести Mondeo, одутловатости Kuga и эклектичности обновленного Focus. Она легка, стремительна и элегантна в любом ракурсе, и при взгляде на нее не возникает мысли, что в ней что-либо можно было сделать иначе, а это верный признак (хотя и не гарант) удачной внешности.

В интерьере дизайнеры тоже выложились на все сто: сгруппированные кнопки между дефлекторами центральной консоли словно срисованы с дорогого смартфона, блок управления микроклиматом частично подсмотрен у «премиального» MINI, форма щитка приборов позаимствована у стильных солнцезащитных очков, небольшой 3-спицевый руль с мощными приливами в зоне академического хвата так и проситсяв руки. Впрочем, переменное сечение обода руля, как позже выяснилось в движении, не очень подходит для быстрого руления с перехватами – пальцы «спотыкаются» об утолщения. Рули подобной формы часто встречаются у кольцевых болидов, где отрывать руки от штурвала приходится редко, но управление гражданской машиной по алгоритму работы рулем скорее ближе к раллийной школе, где руки постоянно перебирают обод, поэтому лучше, чтобы он был правильной круглой формы с постоянным сечением. Отрадно, что это единственное существенное замечание к эргономике, в остальном Fiesta обеспечивает идеальные условия обитания для водителя любого роста.

Пассажиры тоже не жалуются: штурману просторно, словно в автомобиле двумя классами выше, а на задних сиденьях хоть и не положишь ногу на ногу, но все же сидишь в относительным достатке – требовать большего от автомобиля малого класса было бы наивно.

Тошнотворная идиллия

Сотрудники PR-департамента компании Ford решили, что лучшего места для ездовой презентации новой Fiesta, чем окрестности вокруг итальянского города Сиена, не существует. Дорожная обстановка здесь примечательна тем, что за пределами автомагистралей прямые участки отсутствуют как класс и львиная доля транспортных артерий за этими пределами напоминает допы ралли Сардиния. В довольно сжатые временные рамки по ним предстояло проехать примерно 400 км. И вот представьте себе такую картину: несется по этим итальянским петлям и тещиным языкам вереница новеньких Fiesta; вдруг один из экипажей резко тормозит, из правой двери вываливается позеленевший штурман и стремительным ползком удаляется в кусты. И так через каждые 10 минут… Ведь шасси Fiesta, особенно в версии Sport, которая досталась моему экипажу, способно выдерживать поистине гоночные боковые перегрузки. Типичная для переднеприводных автомобилей недостаточная поворачиваемость здесь практически не чувствуется, равно как и крены кузова, что по ощущениям от езды приближает Fiesta к мощному карту. При этом оснащенное электроусилителем рулевое управление можно назвать прямо-таки образцом точности и информативности. И только невнятная обратная связь у педали тормоза может не понравиться любителю езды на пределе – она кажется ватной и с непривычки точно дозировать тормозное усилие не получается.

Самый мощный на данный момент в гамме 1,6-литровый бензиновый двигатель мощностью 120 л.с. обеспечивает Fiesta вполне азартную динамику, резво затаскивая легкую машинку в горы даже без лишних переключений передач: можно, скажем, включить четвертую и уверенно катить на ней в диапазоне 40–120 км/ч. Механическая коробка порадовала короткими ходами рычага и четкостью включения всех ступеней для движения вперед, но вот задняя включалась не всегда с первого раза и все время с каким-то неприятным хрустом.

Плавность хода версии Sport на образцовых с точки зрения качества итальянских дорогах местами казалась даже избыточной. Прочие исполнения, соответственно, еще мягче, но на наших дорогах впечатления могут оказаться менее жизнеутверждающими. То же самое можно сказатьи об уровне шума: в Италии на дорогах не попадаются гравий, песок и мусор, стыки и швы можно заносить в Красную книгу как исчезающий вид, а текстура асфальтового покрытия такова, что обнаружить на нем микрорельеф сложно даже на ощупь – в общем, в Италии, кроме двигателя и ветра, в Fiesta ничего не слышно. Аэродинамический шум даже на высокой скорости легок и ненавязчив, а вот двигатель приятен на слух только до 3500–4000 об/мин, после которых его благородный баритон сменяется надсадным воем. А максимальная мощность, между прочим, достигается на отметке 6000 об/мин, так что, если хотите использовать весь потенциал двигателя, терпите. Однако даже при достаточно динамичной езде по серпантину крутить двигатель до максимальных оборотов приходится редко, но на автомагистралях это надо делать, чтобы достичь более-менее высокой скорости. Кроме того, шестой, так называемой экономичной передачи, при которой практически невозможен разгон, но которой достаточно для поддержания достигнутой скорости при более низких оборотах, у Fiesta нет, поэтому после 130 км/ч вы будете либо терпеть вой двигателя, либо, снизив скорость, плестись за грузовиками.

Скупость для русских

Помимо упомянутого выше 120-сильного мотора российским покупателям будут предложены бензиновые двигатели с рабочим объемом 1,25 и 1,4 л (мощностью 82 и 96 л.с. соответственно) и 1,6-литровый турбодизель мощностью 90 л.с. Автоматическую коробку передач можно заказать только в комбинации с 1,4-литровым бензиновым мотором, причем коробка эта не самая свежая, 4-ступенчатая. К сожалению, изъята из ассортимента доступная у предыдущего поколения Fiesta роботизированная коробка передач – недорогая, но отличавшаяся редкой для этого типа трансмиссии плавностью работы.

Цены же существенно выросли: если раньше базовую версию Fiesta можно было купить за 325 000 рублей, то теперь за голую трехдверку с 1,25-литровым двигателем нужно выложить 388 000 (5-дверный кузов на 10 000 рублей дороже). При этом в машине нет ни ABS, ни электрических стеклоподъемников, ни даже простейшей аудиосистемы – страшно представить, как будет выглядеть без нее центральная консоль, столь элегантная при полном параде…

Российские покупатели уже привыкли к скупости Ford, дооснащая машины нужным оборудованием из списка опций. Обидно лишь, что компания, как и многие другие уважаемые фирмы, в вопросах безопасности своей продукции воспринимает Россию как страну второго сорта. Почему наши жизни менее ценны, чем жизни европейцев? Для сравнения я зашел на немецкий сайт Ford: самая простая Fiesta в комплектации Ambiente там стоит 11 250 евро. В переводе на рубли это примерно столько же, сколько и у нас. И так же, как у нас, небогатый немец будет вынужден открывать окна «веслами», париться на солнцепеке и слушать птичек за окном вместо музыки. Но ABS, ESP, боковые подушки безопасности и коленную подушку для водителя он получит в любом случае. Потому что там так принято. И вот как-то неприятно становится на душе, когда видишь такую разницу в отношении к разным народам. Как-то это неправильно для автомобиля, претендующего на статус глобального…

Аршином общим не измерить

Мы ни секунды не сомневаемся, что в Европе новая Fiesta станет бестселлером. Возможно, это будет самая успешная Fiesta за всю историю модели. Но от столь радужных прогнозов в отношении российского рынка мы пока воздержимся, ведь за цену хорошо оснащенной Fiesta можно купить автомобиль классом выше (например, Focus), и в России, где размер автомобиля для многих покупателей по-прежнему играет очень важную роль, это может стать препятствием на пути к достижению рекордной статистики продаж.

Любопытно также будет последить за судьбой Fiesta в США, где актуальна по сути единственная версия с АКП…

В общем, картины всемирного триумфа с участием модели Fiesta мы вряд ли увидим, но стать успешным продуктом на ключевых рынках и помочь компании Ford выбраться из финансовой дыры для нее вполне посильная задача. О предыдущих попытках Ford сделать глобальный автомобиль этого сказать было нельзя.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о Ford Fiesta

К сожалению, на данный момент отзывов нет. Будь первым!

Написать отзыв