Чешский век
В 1895 году житель маленького городка Млада-Болеслав, книготорговец Вацлав Клемент, которому тогда шел 26-й год, купил новенький немецкий велосипед. Но вопреки представлениям о традиционном немецком качестве педальная машина часто ломалась, и по этому поводу Клемент настрочил рекламацию представителю фирмы. Ответ не заставил себя долго ждать – велосипедисту посоветовали излагать свои претензии на немецком языке! Вацлаву ничего не оставалось, как чинить машину самому, благо он отлично разбирался в технике. Позже его осенила идея – самому производить велосипеды, которые ломаться не будут. В том же году он зарегистрировал фирму, соучредителем которой выступил другой Вацлав, по фамилии Лаурин – механик из городка Турнов, завсегдатай книжного магазинчика Клемента.
Новое предприятие нарекли, соединив фамилии основателей, Laurin & Klement (тогда так было принято), а велосипеды стали продавать под маркой Slavia. Дальше процесс пошел как и у остальных коллег-механиков: сначала на велосипед поставили мотор, потом сконструировали уже полноценный мотоцикл, и в 1898-м начали выпуск мелкими сериями. В 1905-м из мотоциклетных узлов они собрали двухместный четырехколесный экипаж и чуть позже – полноценный автомобиль. Таким вот незатейливым путем городок Млада-Болеслав стал одним из автомобильных центров тогда еще Австро-Венгрии.
Есть такая буква
Первый автомобиль фирмы Laurin & Klement получил название Voiturette Model A. Он был оснащен 2-цилиндровым двигателем объемом 1005 см3 и мощностью 7 л.с. Машина сразу же стала бестселлером и завоевала для Laurin & Klement стабильное положение на быстрорастущем рынке автомобилей. Далее последовала Model В, ее за три года выпустили в 250 экземплярах, что неимоверно много для тех времен, а затем и Model С уже с объемом 2042 см3 и мощностью 12 л.с. В 1911 году была запущена в производство улучшенная Model S с двигателем мощностью 14 л.с, самая популярная модель фирмы перед Первой мировой. Model S пользовался спросом и за рубежом, особенно в России, куда уходила почти треть продукции. Продавали автомобили через филиалы фирмы в Санкт-Петербурге, Москве и Киеве.
Модель 1915 года обозначили литерой М и позиционировали как автомобиль премиум-класса. Он был оснащен 4-цилиндровым двигателем в 4713 см3 и мощностью 50 л.с. В числе инноваций, примененных в этом автомобиле, например, динамо-прожекторы, электрический стартер и стальные колесные диски. Во время Первой мировой автомобили модернизировали, повысив грузоподъемность. Новинка получила маркировку MS и оказалась очень востребованной на театре боевых действий. Наряду с несколькими моделями легковых машин понемногу стали выпускать небольшие грузовики и автобусы.
Два в одном
В тяжелые послевоенные годы для того, чтобы выжить на рынке, фирме Laurin & Klement требовалось объединение с более сильным партнером. Поэтому в 1925 году автомобилестроительная фирма слилась с большим машиностроительным концерном Skoda из города Пльзень. История концерна Skoda еще более долгая, чем Laurin & Klement, но автомобили в его производственной программе появились только в 1924 году – тогда в Пльзене по французской лицензии собирали дорогущие Skoda-HispanoSuiza H6. Первый экземпляр такой машины со 100-сильным 6-цилиндровым мотором получил президент Чехословакии Томаш Масарик.
Марка Skoda появилась еще в 1869 году, а с ее эмблемой связана занятная история: основатель предприятия Эмиль Шкода во время путешествия по Америке познакомился с индейцем, привез его в Чехию и приютил у себя дома. Так что крылатая стрела на эмблеме – из стилизованного изображения профиля индейца в головном уборе, естественно, с перьями. К слову, похожая эмблема у американской марки Pontiac, но если для Америки индейская тема – неотъемлемая реалия жизни, то для Чехии сюжет довольно экзотический.
В 1925 году появилась весьма удачная машина Laurin & Klement Model 100 с 4-цилиндровым двигателем объемом 1771 см3. Model 100 и ее последующие модификации 105, 110 и 120 отличались превосходным качеством. Следующая модель получила новое имя – Skoda. Ее представили в 1929-м в Праге. Характеристики машины были «закодированы» в идентификационном номере модели – Model 860, что значило 8 цилиндров и 60 л.с. Но до 1933 года в разрушенной войной, обнищавшей стране удалось продать всего лишь 49 этих роскошных автомобилей. Неудивительно: покупателей лимузина за 127 000 чешских крон или кабриолета за 140 000 нашлось немного. Пришлось предприятию менять рыночную политику.
Секрет популярности
В 1933-м появилась Skoda 420 Popular – модель, которая вскоре стала легендой 30-х годов. Как видно из цифрового обозначения, ее двигатель имел 4 цилиндра и мощность 20 л.с. – совсем неплохо по тем временам. Skoda Popular была небольшой машинкой весом всего 650 кг. Она развивала 80 км/ч, расходуя 7,5 л на 100 км. Изюминка была, конечно же, в цене – 17 800 чешских крон. Для пущей убедительности придумали рекламную кампанию – надежность маленького автомобильчика должен был доказать совсем не маленький автопробег.
В 1934 году семь студентов под командой Збигнева Петерса, знаменитого в то время хоккеиста, на четырех автомобилях Skoda отправились по маршруту в 14 800 км из Праги в Индию. Вместе с ними путешествовал и популярнейший чешский футболист Франтишек Планик. В пробег они взяли Skoda 420 Popular в тропическом исполнении, которое включало систему охлаждения увеличенного объема с водяным и масляным радиаторами. Автомобили выкрасили в белый цвет и снабдили теневыми навесами. Через четыре месяца без потерь на тех же четырех машинах все вернулись в Прагу. А успех модифицированного родстера на популярном ралли того времени Monte Carlo в 1936 году привел к созданию следующей серии – 70 Skoda Popular Sport, которая была создана специально для участия в автогонках.
В 1964 году встала на конвейер новая модель, которую назвали Skoda 1000 МB – буквы означали Млада-Болеслав, в народе автомобиль был известен просто как «эм-бэчка». Следующая новинка появилась в 1969-м. Skoda 100/110 претерпела существенный фейслифт, в результате которого получился более современный кузов. Дисковые тормоза на передних колесах и свежий интерьер, а также усовершенствованный мотор добавляли новизны. Так Skoda 100, созданная на базе моделей 1000 MB и 1100 MB, стала моделью 110. В 1970-м к этой линейке добавилось недорогое спортивное купе. Вообще же, с различными изменениями модель выпускалась аж до 1990 года, пока на смену не пришла Skoda Favorit. А вместе с ней и новый политический режим…
Новая страница
Когда модель Favorit впервые появилась в 1987 году, перспективы завода казались ясными и безоблачными на ближайшие десять лет. В какой-то момент даже обсуждался проект строительства нового завода по производству Skoda Favorit в огромных количествах, таких, чтобы сделать ее народным автомобилем всего «социалистического лагеря». Но осенью 1989 года в Чехословакии прекратил существование коммунистический режим, а страна распалась на две части.
Уже в феврале 1990 года на заводе начались первые трудности. Так, во вторник 2 февраля на конвейере собрали только 212 экземпляров Skoda Favorit, в среду – 57, а в четверг вообще ни одного. Виновником оказался президент Вацлав Гавел, подписавший закон об амнистии заключенных, которые составляли основную рабочую массу предприятия Skoda. Работать стало некому – остановились главный конвейер, прессовые и кузнечные цехи. За решение проблем главного автомобильного завода страны взялось правительство, которое пошло на беспрецедентный шаг – продало предприятие заграничному инвестору. Наиболее выгодные условия предложил немецкий Volkswagen.
Новый партнер готов был сохранить производство модели Favorit и провести ее рестайлинг, причем параллельно начать готовить к производству автомобиль более высокого класса. В результате предпринятых мер в 1994 году модель Favorit превратилась в Felicia. Следующей страницей истории фирмы стала Skoda Octavia, появившаяся в сентябре 1996 года и ставшая первым автомобилем, построенным на платформе Volkswagen. В конце 1999 года выпустили модель, которую назвали Fabia, а через два года – Superb. Но это уже новейшая история.