Сменная обувь. Шинный тест на французском полигоне
Изношенная шина заметно хуже работает именно на мокром покрытии – уменьшение высоты протектора приводит к обмельчанию канавок отвода воды. Протектор не успевает выводить воду из пятна контакта, и шина всплывает, теряя сцепление с дорогой. Выход один – увеличивать количество и ширину канавок. Но это приведет к уменьшению пятна контакта и ускорению износа.
Секрет технологии OptiGrip в использовании «двойного» протектора SmartWear. Идея такова: под рисунком верхнего слоя резины спрятан другой протектор, который проявляется постепенно, по мере истирания верхнего слоя. Верхние «шашки» протектора сцеплены между собой извилистыми поперечинами, которые обеспечивают большую площадь контакта и жесткую структуру центральной и плечевой зон шины. Это сулит более равномерное распределение давления в пятне контакта, а следовательно, и хорошую управляемость на сухом покрытии.
Постепенно стираясь, поперечины открывают каналы, которые обеспечивают более эффективный отвод воды и сохранение «мокрых» характеристик при уменьшении глубины протектора. То есть рисунок протектора меняется в течение всего жизненного цикла шины! А сохранению «сухих» свойств способствует иной состав резины нижнего слоя – он более жесткий.
Что это дает? По результатам независимых испытаний немецкой организации TUV уже при износе, соответствующем нормальному пробегу 10 тыс. км, шины Goodyear OptiGrip превосходят конкурентов во всех «мокрых» испытаниях на 4–5% (учитываются торможение на мокром покрытии, аквапланирование при движении по прямой и управляемость на мокрой дороге), а при пробеге 30 тыс. км конкуренты проигрывают до 13%, причем изношенный OptiGrip сопротивляется аквапланированию даже лучше новых шин конкурентов!
Результаты впечатляют, но как оценить эти проценты? Ответ – на полигоне, где организаторы подготовили серию «доказательных» упражнений, взяв для сравнения те же шины, что участвовали в испытаниях TUV: Continental Sport Contact 3 и Michelin Primacy HP. Не топ-модели, но шины достаточно свежие и весьма востребованные на рынке.
На сухой трассе разницы между новыми шинами Goodyear и Michelin по сути никакой – будь то переднеприводный универсал Peugeot 308 или заднеприводный Mercedes C200 CDI. То же и на изношенных покрышках – разве что реакции машин на шинах Michelin чуть мягче, а на Goodyear повыше запас устойчивости, но резче потеря сцепления. Мизерные отличия на уровне едва уловимых нюансов!
На треке мокрой управляемости организаторы в качестве альтернативы предложили шины Continental. Новые держались отменно, а вот изношенные сразу «поплыли» – ранняя блокировка колес при торможении, непрекращающееся моргание лампочки системы стабилизации, сильные уводы в поворотах, пробуксовки... Потертый Goodyear OptiGrip повел себя лучше: пробуксовки уменьшились, торможение стало более уверенным. А уж когда я сел на машину с новыми покрышками OptiGrip, воду словно убрали – минимальные уводы, четкие реакции. Значит, новые все равно лучше? А с этим никто и не спорит...
Инженеры Goodyear и не гнались за управляемостью, а старались обеспечить стабильность критических характеристик вроде торможения на мокрой дороге или сопротивления аквапланированию. Простое упражнение: Peugeot 308 на скорости 75 км/ч (третья передача) влетает на разнородное покрытие (под правыми колесами сухой асфальт, под левыми – пара миллиметров воды), и водитель резко нажимает на газ, заставляя левое переднее колесо сорваться в пробуксовку. А телеметрическая электроника фиксирует обороты двигателя через секунду после того, как водитель нажал акселератор. Изношенный Continental сразу начинает буксовать, а обороты поднимаются до 4300 об/мин. На шинах Goodyear пробуксовка менее явная, аппаратура фиксирует 3700 об/мин. Другое упражнение – движение на постоянной скорости (электроника строго держит 70 км/ч) по кругу постоянного радиуса, площадка в конце которого щедро поливается водой. Задача водителя (теперь мы едем на заднеприводных Mercedes) – держать постоянным угол поворота руля, не пытаясь корректировать резкий снос наружу дуги. Влетаю в «лужу», руль сразу пустеет, и Mercedes уплывает правее, снова цепляясь за покрытие лишь в конце мокрой площадки. После каждого прохода электроника выдает результат, хотя тут он виден и невооруженным глазом: на шинах Goodyear OptiGrip машина сползла с траектории метра на полтора, а с покрышками Continental Sport Contact 3 – почти на три!
Теперь пробуем экстренно остановиться на мокрой дороге со скорости 85 км/ч. Точнее, не пробуем, а только направляем подопытный VW Golf: разгоняем, заходим в обозначенный конусами коридор и выжимаем сцепление. Остальное аппаратура сделает сама: на нужной скорости пневмопривод «влупит» по педали тормоза, а электроника рассчитает пройденное до полной остановки расстояние – для того, чтобы исключить влияние человеческого фактора. От заезда к заезду результаты чуть разнятся, но средние величины таковы: автомобилю на новых шинах Goodyear и Continental для остановки потребовалось соответственно 44,6 и 46,4 м, а на тех же, но изношенных – 44,5 и 48,9 м. То есть изношенный Continental проигрывает около 9%. Но самое интересное, что на изношенных шинах Goodyear наш Golf по воде тормозит даже лучше, чем на новых!
Убедительно? Очень. Но и у любого из конкурентов в запасе наверняка найдется десяток упражнений, доказывающих превосходство именно их подхода. Хотя сам принцип двойного протектора никем более пока не освоен. И с точки зрения сохранения «мокрых» характеристик это очень хороший вариант.
Информации о ценах для российского рынка пока нет, но можно предположить, что Goodyear OptiGrip будут продаватьсялишь немного дороже конкурентов – заставить переплачивать потребителя на вторичном рынке не так просто. А на новых автомобилях мы этих шин, скорее всего, не увидим – производители подбирают покрышки индивидуально под каждый автомобиль да к тому же не жалуют направленную резину, которая накладывает определенные требования на процесс конвейерной установки. Так что расчет на практичный средний класс и бизнес-клиентуру, готовых немного доплатить за обеспечение собственной безопасности. Бюджетных размерностей в гамме нет.