Тоже иномарка
Знакомый поделился новостью: «Я встретил идеальный «Запорожец», и мне захотелось взглянуть на это чудо. Так называемые прямые ЗАЗы (в большинстве случаев ЗАЗ968М, прозванный «мыльницей», реже – «ушастые» ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968А) встречаются чуть ли не на каждом шагу, благо выпускать «мыло» прекратили только в 1994 году. Но их состояние обычно далеко от идеального. Причиной тому и социальный статус автомобиля (помните прибаутку: пять минут позора – и ты на работе?), и его доступность – для многих подростков «Запорожец» становится первой машиной (по принципу «покатался и бросил»). Лишь немногие владельцы ЗАЗов могут похвалиться отличным состоянием своих подопечных.
Получив от своего знакомого телефон владельца удивительного «запика», я договорился о встрече. Не успев в Городище (Волгоградская обл.) к назначенному времени, догнал машину уже в городе. Владелец шустрого «Запорожца» голубого цвета использует его круглый год и без устали рассекает по дорогам области. От своих собратьев автомобиль отличается замечательным внешним видом и прекрасным техническим состоянием. Багажник на крыше – деталь не очень изящная, но, что называется, антуражная.
Обладатель чудо-«Запорожца» Борис Николаевич Коробов водитель со стажем: 30 лет назад он начинал с «ушастого» ЗАЗ-966.
– Автомобиль был новенький и успешно соперничал с другими отечественными марками, – рассказывает он. – Я тогда служил на Кавказе, и ЗАЗ отлично выдерживал высокогорный разреженный воздух и долгие серпантины. Автомобильная «горная болезнь» – перегрев двигателя при долгой езде с нагрузкой – его не коснулась. «Жигули» на Арарат – и мой «Запорожец» на Арарат, «Волга» на озеро Севан – и мы туда же!
Перебираясь на жительство в Волгоградскую область, Борис Николаевич расстался с машиной.
– Несмотря на семь лет эксплуатации, ЗАЗ был в отличном состоянии, и его с удовольствием приобрел мой сослуживец, – вспоминает он. – Не удивлюсь, если машина так же бодро ездит и сейчас.
В наших краях Борис Николаевич приобрел такой же автомобиль. Потому что «Запорожец» был дешев и доступен (очереди на приобретение «Жигулей» растягивались на несколько лет). Обслуживание личных машин считалось тогда заботойих владельцев, ведь до начала 90-х в области работал один-единственный автосервис и попасть туда было проблемой. Имея минимальные знания и навыки, граждане сами перебирали двигатель и коробку, регулировали подвески, колдовали с электрикой... «Запорожец» никогда не считался и не считается автомобилем-долгожителем, но надежные и добрые руки смогли продлить его век.
Борис Николаевич изменять марке не собирается. Нынешний «Запорожец» Коробова, третий в его биографии, был изготовлен в далеком 1978 году, так что по праву может называться олдтаймером.
Кстати, автомобили, выпущенные в 70-е и начале 80-х, сохранились лучше (конечно, если не побывали в аварии), чем произведенные в годы перестройки и позже. В эпоху застоя соблюдались все технологии и контроль качества был на высоте.
– Кузов моего автомобиля недавно перекрашен, – сообщил Борис Николаевич. – Сорокасильный мотор работает исправно, хотя уже и поизносился. Молдинги прикрепить все недосуг...
Борис Коробов может бесконечно рассказывать о переделках в своей «мыльнице». Система охлаждения двигателя модифицирована – стоят кожухи особой формы; помимо родного генератора, страдающего врожденной хилостью, установлен дополнительный от ВАЗа; упор тяжелой крышки багажника заменен парой газомасляных амортизаторов. И это далеко не полный перечень собственноручно выполненного тюнинга.