Ну-ка, дайте карты!
ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИ
Говорят, первый карт построили американские летчики во время Второй мировой войны. Приспособили к тележке для багажа мотоциклетный мотор и гоняли себе по летному полю. Так заполнялись томительные паузы между боевыми вылетами.
В Европу карт попал в 1958-м уже в качестве спортивного аппарата. Успех новых гонок превзошел все ожидания. Еще бы, «мини-болид» мог построить любой желающий, стоило достать двигатель от газонокосилки, колеса от мотороллера да несколько метров легированной трубы. А в качестве сиденья годился даже… алюминиевый тазик!
В 62-м картинг наконец-то получил официальное признание – при Международной автомобильной федерации была образована специальная комиссия. А еще спустя два года, в 64-м, разыграли первый чемпионат мира. В Советском Союзе демократичный и сравнительно дешевый картинг сразу пришелся ко двору. Первые старты состоялись в 1960 году, а через десять лет эти соревнования стали самыми массовыми в отечественном автоспорте.
С начала 90-х финансирование спортклубов прекратилось – партии и народу было не до развлечений – и только в последние годы почти забытый у нас картинг бурно возрождается. Правда, уже на иной – коммерческой основе. Более дешевые, утилитарные машины сдают напрокат желающим, а дорогие спортивные предназначают для профессионалов, причем на их приобретение и постройку уходит часть выручки от проката.
ПО СПОСОБНОСТЯМ
Прокатные, именуемые в народе «газонокосилками», в зависимости от их размера и мощности двигателя, подразделяют, в основном, на взрослые и детские. Есть еще так называемые зимние и довольно экзотические «учебные двухместные».
Куда сложнее спортивные машины. Их поделили на четыре группы: международные формулы, международные классы, национальные классы, любительские. Технические требования к спортивным картам первых двух групп определяет Международная комиссия картинга, для остальных – национальные федерации (у нас Российская автомобильная федерация – РАФ). Оговорен и возраст пилотов – свой для каждой группы. (К примеру, в гонках национальных классов можно стартовать с восьми лет.) Чтобы окунуться в мир картинга, вовсе не обязательно стать членом команды или покупать снаряжение на свои кровные. Пробовать силы, получать удовольствие можно, взяв все необходимое напрокат. По меркам автоспорта цена умеренная – 300–380 руб. за 10 мин. Чемпионом мира вы вряд ли станете, но незабываемый уик-энд будет гарантирован.
Получается? Со временем можно пересесть на спортивную в своем же клубе. Так поступают многие. Скажем, в московском «Пилоте» («Русская школа картинга») есть и карты «выходного дня», и карты четвертой группы класса «Ракет-120». Познакомимся с ними поближе.
Карт «Пилот» – типичный пример прокатной техники (так называемые «хобби-карты»). Делают его на одном из российских предприятий. Рама – жесткая пространственная ферма из труб диаметром 32 мм. Материал – легированная сталь. Подвеска и коробка передач не предусмотрены. Вес – около 100 кг. Тормоз дисковый, с тросовым или гидравлическим приводом, установлен на задней оси. Средняя скорость – 65 км/ч, максимальная – около 85 км/ч.
Двигатель – четырехтактный бензиновый (АИ-92) фирмы «Хонда». По желанию заказчика поставляют агрегаты с разным рабочим объемом – от 100 смз (2,5 л. с.) до 270 смз (9 л. с.). Подача топлива – самотеком, максимальные обороты – 4300 об/мин. Моторы изначально предназначены для стационарных энергетических установок и приусадебной техники. Ремонтопригодны, имеют большой ресурс. Сцепление – центробежное, сухое или в масляной ванне. Главная передача – ременная или цепная, передаточное отношение – 2,4.
От повреждений карт (и пилота!) предохраняет мощный защитный пояс двух бамперов, боковых понтонов и пластиковых полос, прикрывающих колеса. Последние не позволяют преследующему автомобилю наехать на колеса едущего впереди. Такие фокусы нередко приводят к опрокидыванию.
Маленькие хитрости в устройстве снижают издержки на эксплуатацию. Так, ось колеса нередко гнется от контакта с поребриком; чтобы не выбрасывать весь поворотный кулак, ее сделали съемной. Еще одно «ноу-хау» (о ужас!) – упруго деформируемые рулевые тяги. Пружинят, но не ломаются.
Спортивный болид класса «Ракет». Намного легче прокатного – 70 кг. Рама упругая с регулируемой жесткостью на кручение (аналог стабилизатора поперечной устойчивости), аэродинамический обвес. Кресло пилота с развитой боковой поддержкой подбирается индивидуально. Максимальная скорость – до 130 км/ч.
Важный фрагмент пассивной безопасности – пластиковая втулка вала руля. При сильном ударе ломается, позволяя валу откинуться вперед. Из-за небольших размеров машины крайне сложно защитить гонщика элементами конструкции. Часть этой задачи возложена на экипировку спортсмена.
Двигатель двухтактный, модель «Ракет-120». Рабочий объем – 120 смз, мощность – 10 кВт/14 л. с., максимальные обороты – 15 000 об/мин. Топливо (бензомасляная смесь) подается насосом. Высокая степень форсировки ограничивает ресурс – всего до 8–10 часов. Коробка передач не предусмотрена.
Тормоз дисковый гидравлический, установлен на задней оси. Диск вентилируемый (часто из керамики). Управление – педалью под левой ногой спортсмена. С непривычки дозировать усилие нелегко. Впрочем, такой же алгоритм управления на современных болидах формулы 1.
Собственно комбинезон значительно уступает своим аналогам для более серьезных автоспортивных дисциплин. К примеру, легко горит в открытом пламени, зато и стоит на порядок дешевле. Поверх картингист надевает специальный жилет, защищающий плечи, грудную клетку и позвоночник при ударах. Жабо на шее страхует шейные позвонки при опрокидываниях.
Крыши нет и гонщика приходится защищать от непогоды. Прозрачная оболочка на снимке – тот же плащ, скроенный точно по фигуре. Сохранить видимость помогает полусферический диск, который, вращаясь под напором ветра, разбрасывает капли. Крепят его на месте штатного забрала. Дополняют костюм шлем, специальные перчатки и обувь. Амуниция от фирмы ОМР, которую демонстрирует вице-чемпион России в классе Ф-1600 и поклонник картинга Юрий Орлов, обойдется в 400 евро.
ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ