Автопортретная галерея

Автопортретная галерея

Звездой выставки стал компрессорный Mercedes-Benz 500K Special Roadster работы кузовного ателье Sindelfingen – все как полагается по-настоящему роскошному и эксклюзивному авто. Представленный на выставке экземпляр 1936 года когда-то был советским трофеем, попавшим в нашу страну после Второй мировой войны и волею судеб занесенный аж в Алма-Ату, где его и обнаружили в весьма плачевном виде. Несколько лет и миллионов евро пришлось потратить на воссоздание этого шедевра, чтобы он смог предстать, наконец, перед посетителями выставки. Его эталонная красота и сейчас завораживает коллекционеров всего мира.

Но даже у такого совершенства находились конкуренты. Практически все 30-е годы лавры концерна Daimler-Benz не давали покоя компании Horch, стремившейся вырваться вперед в классе «Люкс». Спустя десятилетия бывшие соперники встретились на Олдтаймер-Галерее, причем Mercedes-Benz 500K очутился между спорткабриолетом Horch-853 и пульман-кабриолетом Horch-830BL. Спорить про эти машины можно бесконечно, но лидерство в далекие времена осталось за маркой Mercedes-Benz, удачно внедрившей на двигатели своих топ-моделей компрессор – он и стал главным «оружием победы» штутгартского концерна.

Порадовала выставка и обилием настоящих древностей вроде Studebaker-Garford Model 25, датированного 1910 годом, яркожелтого Ford-T того же года и даже диковинного французского трицикла Lacroix De Laville, сделанного аж в конце XIX века. Другой темой стали небольшие грузовички эпохи 30–40-х годов, начиная от самых первых советских пикапов ГАЗ-4 и ГАЗ-415 до полудеревянного фургона на базе «Москвича», прозванного в народе «Буратино».

На выставке работал «блошиный рынок», хорошей традицией стали концерты ретромузыки и дегустации алкоголя. Еще организаторы в буквальном смысле пытались воссоздать атмосферу ушедших времен: по павильону были расставлены ароматизаторы, обогащающие воздух запахами старого города, автомобильных покрышек и потертых кожаных салонов… Но все это ни шло ни в какое сравнение с витающим в воздухе запахом миллионов, исходящим от некоторых раритетов. Этот запах вместе со сверканием хрома и свежей краской стал настоящей атмосферой нынешней ОлдтаймерГалереи, раньше столь дорогих машин еще не показывали.

Mercedes-Benz 500K Special Roadster

Всего лишь 25 экземпляров автомобилей с кузовом Special Roadster произвели на свет во второй половине 30-х годов концерн Daimler-Benz и кузовное предприятие Sindelfingen. В отличие от большинства производителей роскошных автомобилей Daimler-Benz почти не выпускал голых шасси, оснащая автомобили кузовами, построенными на «придворной» фабрике концерна в городе Зиндельфингене. Одним из самых дорогих вариантов был Special Roadster с двухместным кузовом, накрытым легким тентом и со стеклами в дверях – именно из-за их наличия в обозначении модели к слову Roadster добавлено Special, так как у «нормального» родстера стекол в дверях нет. «Начинка» на уровне: 5-литровый двигатель развивал 100 л.с. При полном нажатии на педаль газа мощность увеличивалась до 160 сил, так как включался компрессор Roots.

В течение нескольких лет этот MercedesBenz 500K реставрировался в немецком филиале компании «Коллекционные автомобили», и сейчас он в абсолютно оригинальном состоянии. Уцелевшие экземпляры – самые ценные автомобили в мире, а сочетание изумительной красоты и элегантности кузова с мощным компрессорным двигателем возводит Mercedes-Benz 500K Special Roadster в ранг технических шедевров.

Alfa Romeo 6C 2500 Sport

Вторая половина 40-х годов явно не относилась к зажиточным временам, тем более для потерпевшей поражение Италии, поэтому автомобили марки Alfa Romeo стали одним из символов возрождения страны. Уже в 1945-м, возобновив производство довоенной модели 6С, фирма начала потихоньку отходить от последствий войны. Как и прежде, производилось только шасси, а кузов отдавался на откуп кузовным ателье, таким как Stabilimenti Farina, Pininfarina, Castagna, Touring. Последнее делало самые лучшие варианты во многом благодаря технологии superleggera – каркас из тонких стальных трубочек обшивался алюминиевыми панелями. Такая «шкурка» была практически невесомой – всего 200–300 кг, и машины, сделанные ателье Touring, по скоростным показателям оставляли далеко позади изделия конкурентов с их деревянными кузовами.

Представленное купе с собственным именем Villa d`Este как раз изделие Touring. Модель получила это название на первом послевоенном конкурсе элегантности Villa d`Este, естественно, заняв там первое место. Среди послевоенных заказчиков и владельцев Alfa Romeo 6С 2500 были египетский король Фарук, иранский шах Пехлеви, актриса Рита Хейворт, монакский принц Ренье. Но несмотря на громкие имена заказчиков и победы на конкурсе элегантности, в тяжелые сороковые годы спрос на дорогие автомобили был катастрофически мал, и Alfa Romeo переключилась на выпуск малолитражек.

Lacroix – De Laville

Владельцы – основатели фирмы месье Лакруа и Де Лавилль одними из первых в Европе попробовали построить бюджетный народный автомобиль, сделав ставку на простоту конструкции, технологичность и дешевые материалы. Так появился этот трицикл. Шасси из дерева, три спицованных колеса, ленточный привод к ведущим колесам, одноцилиндровый мотоциклетный мотор производства фирмы De Dion мощностью 3 л.с. – вот его основные черты. Очень длинная ручка управления, тянувшаяся от двухместного сиденья к переднему колесу, делала управление довольно неудобным, а моторчик не позволял развивать приемлемую скорость. Несколько сотен подобных транспортных средств были построены и распроданы. Число сохранившихся до сегодняшнего дня экземпляров этого неординарного трицикла можно пересчитать по пальцам одной руки.

Studebaker-Garford Model 25

В нашем сознании имя марки Studebaker однозначно ассоциируется с маркой американских грузовиков, поставляемых в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, однако история этой автомобильной фирмы не ограничивается производством только грузовых машин. Еще в начале ХХ века с появлением моторных экипажей предприятие занялось их производством, для чего объединило усилия с фирмой Garford. Результатом совместных усилий стал StudebakerGarford Model А, появившийся в 1903 году. Так марка вошла в мир автопроизводства. Самостоятельной она станет только в 1911 году, сменив вывеску на Studebaker Corporation, но в небольшой восьмилетний отрезок времени предприятие будет делать отличные автомобили для американского рынка, такие как представленный экземпляр Model 25, выпущенный в 1908 году.

Ford-T

«Вы можете купить Ford-T любого цвета при условии, что этот цвет черный» – так сказал Генри Форд о своем детище, но, видимо, ему внимали далеко не все покупатели модели Т. Уже в начале XX века многие автовладельцы предпочитали выделяться из общей массы, выкрасив свой автомобиль в броский цвет. Судя по всему, таким неординарным человеком был и первый хозяин этого ярко-желтого кабриолета с золоченой облицовкой радиатора. Кстати, у Ford-T в октябре этого года столетний юбилей.

ГАЗ-4

Свою производственную деятельность Горьковский автозавод начал в 1932 году с производства лицензионных фордовских моделей грузового ГАЗ-АА и легкового ГАЗ-А. Легковушка выпускалась только с одним вариантом кузова – фаэтон, но вскоре конструкторский отдел завода спроектировал и полугрузовой вариант модели. Уже в 1933 году с конвейера стали сходить пикапы ГАЗ-4 с цельнометаллической кабиной и металлической платформой на 500 кг груза. Число уцелевших экземпляров невелико, поэтому представленный реставрационной мастерской «Автовэй» ГАЗ-4 в процессе реставрации обещает стать первым воссозданным автомобилем.

ГАЗ-415

«Это незаменимая машина для колхозов», – сказал про такой пикап не кто-нибудь, а товарищ Сталин 22 сентября 1938 года в Кремле на демонстрации новинок советского автопрома. Грузовичок был действительно незаменим: он мог перевозить 500 кг полезного груза или шесть человек на двух продольных откидных скамейках, а по узлам и агрегатам являлся унифицированным с ГАЗ-М1. Пикап выпускался небольшими сериями с 1937 по 1941 год, а всего изготовили около 7000 экземпляров. Один из них несколько лет назад нашелся в Воронежской области – ржавый, помятый и обшарпанный, но комплектный. Прошло какое-то время, и мастера Реставрационной мастерской Евгения Шаманского продемонстрировали публике идеально отреставрированный автомобиль – один из редчайших экземпляров отечественного автопрома.

«Москвич 400-422»

Стальной прокат после войны был в дефиците, поскольку основной поставщик автомобильного металла – комбинат «Запорожсталь» – еще не был восстановлен из руин. Именно это обстоятельство заставило коллектив конструкторов МЗМА обратить свой взор в сторону американских woody – фургонов с деревянным кузовом. И к началу 1948 года завод освоил производство фургона «Москвич 400-422» с кузовом из дерева. Детали каркаса изготавливались из березы и собирались на специальном клее и болтах. Филенки грузовых панелей делались из бакелитизированной фанеры с декоративной прошивкой и лакировкой наружной поверхности. Деревянная крыша кузова обивалась дерматином. Машинку прозвали «Буратино».

ГАЗ-М1

Автомобиль-легенда, который посетители выставки впервые смогли увидеть живьем, – проект осуществила реставрационная компания «Артель-1206». На сегодняшний день это практически единственный ГАЗ-М1 в таком состоянии, не считая пары машин, сохраненных еще с советских времен. Остальное раскидано по стране в виде некомплектных ржавых останков – восстановить «эмочку» не так уж и просто. Кстати, буква М в индексе модели возникла от того, что Горьковский автозавод носил имя председателя Совнаркома СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Отсюда возникло народное прозвище ГАЗ-М1 – «эмка» или ласково – «эмочка».

Mercedes-Benz 290

Можно без преувеличения сказать, что фирма Mercedes-Benz сделала словосочетание «немецкий автомобиль» понятием нарицательным, вызывающим множество ассоциаций, таких как надежность, долговечность, качество. Этот бренд ковался годами и его становление – заслуга не только моделей высшего класса, но и тех, кто был «рангом пониже», таких как Mercedes-Benz 290. Некоторым машинам выпала особая роль. Так, представленный на выставке 290-й – экземпляр с историей, имеющий отношение к Олимпийским играм 1936 года. Об этом свидетельствуют оригинальные флажки на крыльях и олимпийская эмблема на бугеле, а также множество подлинных документов тех лет.

ЗИС-110Б

Открытый вариант правительственного лимузина ЗИС-110. Модификаций с открытыми кузовами было две: фаэтон и кабриолет. С 1949 по 1954 год завод собирал относительно простые фаэтоны ЗИС-110Б со складывающимся тентом и пристегивающимися боковыми целлулоидными боковинами дверей, а с 1955 года и более сложные кабриолеты. Основное предназначение ЗИС-110Б – парады на Красной площади, где они с 1955 года сменили традиционных белых коней. Для парадов в День Победы и годовщину революции использовались фаэтоны серого цвета. Принимающий и командующий парадом, стоя в открытых ЗИС110Б, объезжали войска по брусчатке Красной площади. Убедиться в подлинности парадной машины заставляет ручка в салоне, за которую держались военачальники.

ЗИС-110

Символ советской власти на колесах и самый популярный олдтаймер среди поклонников отечественного автопрома. Как правило, серьезные люди, решающие стать коллекционерами старинных автомобилей, начинают свое собрание именно с этой модели. Это и надежное вложение капитала, и просто стильный автомобиль. Во многом сделанный по мотивам модели Packard-180, советский лимузин, производство которого началось в 1945 году, не был точной копией «американца», это собственная разработка конструкторов завода имени Сталина.

Chrysler New Yorker

Автомобилю чуть больше полувека, а он выглядит как абсолютно новый! И не стоит искать в нем следы работы реставраторов – их просто нет. Этот Chrysler дожил до 2008 года, имея на одометре всего 37 миль пробега и родную обивку салона. Такой великолепно сохранившийся экземпляр – счастье коллекционера, ведь отреставрировать можно любой автомобиль, а вот отыскать сохраненный очень нелегко. Название модели New Yorker переводится как «ньюйоркец» – своего рода «Москвич», только американский. Модель достаточно доступная по меркам нью-йоркских зарплат, такую машину в 1956 году могли позволить себе многие представители среднего класса США.

Подпишитесь на «За рулем» в