Тропы «Патриотов». UAZ Patriot
Съездить в гости к соседям и бывшим соотечественникам стоит, наверное, каждому, кто в качестве маршрутов отдыха способен воспринять не только Турцию и Египет. Горнолыжный курорт Каракол в Киргизии, каток Медео и Чарынский каньон в Казахстане давно известны мировому туристическому сообществу. Но и помимо этих проверенных объектов здесь есть на что посмотреть. Главное – это, конечно, природа. Здесь чахлая полупустыня соседствует с цветущей долиной, а гладкая степь сменяется горной грядой. Температура воздуха скачет со скоростью передвижения. Внизу – в самый раз шорты и сандалии. Через пару часов, забравшись на отметку 4050 м, из сумки достаешь все теплые вещи. И так на протяжении четырех дней.
Второе, но не меньшее, богатство этих мест – люди. Встретив в горах одинокую юрту, вы можете смело зайти в гости. Даже если многочисленному семейству почти нечего есть и в доме тесно, путнику всегда предложат и ночлег, и пищу. И не вздумайте отказываться – это не принято, вас вполне могут заподозрить в недобрых намерениях.
Вопреки ожиданиям дороги и в том, и в другом государствах не так уж плохи. В Казахстане получше – прямые двухполосные трассы тянутся несколько сотен километров. На обочине можно не только купить сувениры, сладости и прочие атрибуты национальной стилистики, но и вкусно поесть в небольших чайных. Доброжелательные хозяева предложат вам богатое меню, впрочем, бдительность терять не стоит – вопрос качества и свежести стоит довольно остро.
Проблем с переходом границы возникнуть не должно. Таможенные и пограничные службы без ограничений принимают российские гражданские паспорта. Правда, напоследок сотрудники Казахского аэропорта 40 минут объясняли нам, что камешки со дна Иссык-Куля провозить нельзя, поскольку нужна справка о том, не являются ли они драгоценными и не представляют ли культурной ценности. В ходе «переговоров» выяснилось, что получать таковую надо у… директора Иссык-Куля. Спорить бесполезно!
А вот существенный минус – количество заправок. Иногда можно не встретить ни одной на протяжении 50–100 км. И если бензин есть на каждой, с дизельным топливом все сложнее. Цены немного ниже, чем в России. Интересно было бы знать, что с качеством.
Наш маршрут, естественно, проходил не только по шоссе. Мы попробовали и бездорожье, причем в горах, с сильным перепадом высот и периодическим кислородным голоданием. Недостаток воздуха, сильные вибрации, пыль, перепады температуры – лучшая проверка надежности внедорожника. Поломки, конечно, случались, и порой довольно серьезные. Но если разобраться, в них нередко были виноваты сами водители.
Например, шкив нового итальянского ГУРа, как выяснилось, оборвался из-за сумасшедшего перегрева. А все потому, что экипаж проигнорировал очень низкий уровень жидкости в ГУРе. Обидно, что жидкость ушла из бачка по причине плохо протянутого шланга. Приводные ремни рвались из-за несоосности шкивов, двигатели перегревались из-за негерметичности системы охлаждения. Мы чинились прямо на дороге, обычно не более 15–20 минут. В конце концов этот пробег подтвердил две вещи. Первое – УАЗы по-прежнему остаются автомобилями для людей, знающих машины и не брезгующих их самостоятельно обслуживать. И второе – качество УАЗа часто зависит не от комплектующих, а от качества сборки. Впрочем, экзотический вояж наших «Патриотов» стоил того, чтобы лишний раз в этом убедиться.