Абордажная сабля. Oldsmobile Cutlass Supreme
Скрывать не стану, накануне теста сильно волновался… Мне предстояла встреча с одним из любимейших и редчайших автомобилей. От одного его названия сердце учащенно бьется, а перед глазами встают поразительно красивый профиль, «нахмуренные» фары, элегантно ниспадающая корма…
Знакомство с A-Body
Для многих американский автомобиль практически фатальный «диагноз». Впервые они видят любовь всей своей жизни на страницах выцветшего журнала или в каком-нибудь старом сериале. С годами интерес лишь усиливается, и, когда появляется возможность, люди садятся за руль. Конечно, американский. Так произошло и с Василием Смирновым. Когда-то он всерьез «заболел» заокеанскими аппаратами и в 2006 году привез в Россию потрясающий Oldsmobile Cutlass Supreme 1971 года с кузовом кабриолет. Мы не преминули поинтересоваться, почему именно Olds и именно такой. Прекрасно ориентирующийся в теме Василий рассказал, что пересмотрел множество автомобилей, причем не только мид-сайзы, но и пони-кары, а также полноразмерные масл-кары. В Cutlass понравились внешность и редкость. В России, скорее всего, второго такого не найти.
Supreme существовал еще в одной захватывающей ипостаси – двухдверный фастбек без центральных стоек. Но такой кузов Василию не импонировал. Он говорит, что «кабрик» поинтереснее, одна лишь изысканная форма «бедра» (заднего крыла) чего стоит!
Я до того и не видел A-Body живьем. Впервые встретил на «Автоэкзотике» в этом году. Но это так, мимолетная встреча… Зато теперь!
На абордаж!
Название Cutlass переводится как кортик, еще одно значение – абордажная сабля. Оно, пожалуй, больше подходит властелину хайвэев. Соперники еще в начале 70-х падали ниц перед сокрушительной силой V-образной «восьмерки» модификации SX и топового исполнения 4-4-2. Многим, решившим схлестнуться с ним, была уготована незавидная участь – глотать дым изпод горящих покрышек, наблюдая удаляющиеся фонари. Прошло больше 35 лет, но «сабля» до сих пор берет на абордаж сердца людей разных возрастов: в такие машины влюбляются на всю жизнь.
Мы не раз обращали внимание на то, как сделаны «американцы» тех лет. Вот и сейчас отметим. Cutlass Supreme не просто великолепный «классик», а пример того, как вообще надо делать автомобили. Ладно сшитый, крепкий Olds переживет многие суперсовременные бездушные пластмассовые автоподелки. Он сражает наповал основательностью. Внешность Cutlass – золотая середина между агрессивностью Chevy Chevelle, оригинальностью Pontiac GTO и элегантностью Buick Skylark. Кажется, он вобрал в себя все самое лучшее, что есть у сородичей по платформе. А салон так просто великолепен!
Он даже сохранил свой особый запах! Если во многих современных машинах обоняние терзает фенольный дух, Cutlass окутывает седоков сладковатым ароматом. А комфортное неспешное передвижение, когда мотор едва слышно работает на низких оборотах? Он умеет это делать с блеском! Только представьте: вы удобно устроились на шикарном кожаном диване, перед вами длинный капот из толстенного листа металла. И Oldsmobile, мерно покачиваясь, плывет над дорогой. Из сторонних звуков – лишь мягкие нотки выпускной системы и шуршание ветра в стыках тента с рамкой ветрового стекла. Но если нажмете на педаль газа сильнее, Мистер Великолепный сбросит маску турера и самолетное ускорение вдавит вас в спинки сидений. Cutlass Supreme в полной мере показывает бунтарский характер масл-кара, наделенного колоссальным потенциалом. Могучий двигатель демонстрирует пугающую силу. Кажется, немыслимый крутящий момент сможет передвинуть гору Мак-Кинли и сделать ее достоянием уже не Аляски, а какойнибудь Мексики или Панамы. Стрелка тахометра переваливает за 2500 оборотов – и вас подхватывает торнадо, цунами и несет, несет вперед! Мотор, прежде мягко урчащий, извергает громоподобный низкочастотный рык, сотрясающий землю. В него подмешиваются зловещие металлические нотки. Что и говорить, этот поразительный автомобиль может очень многое. Но удовольствие, по словам Василия, доставляют вовсе не гонки, а поездки по загородным шоссе на скорости не больше 100 км/ч со сложенной крышей…
В этом году Olds посетил «Автоэкзотику» в Москве. Его появление вызвало ажиотаж и бурю эмоций. А после он съездил в Ярославль на местную «Автоэкзотику», где был удостоен награды в номинации The Best of Sport.
Израненный, но не сдавшийся
Сейчас «сабля» стоит перед нами с откинутым верхом, высокомерно поглядывая четырьмя круглыми «глазами». Король дороги! А за этим великолепием огромный труд российских мастеров.
Три года назад из-за океана приплыл черный Cutlass Supreme с двигателем объемом 5,7 л (350-й смолл-блок) и 350-м «автоматом», на 14-дюймовых колесных дисках. Общее состояние автомобиля, увы, тянуло лишь на троечку. К сожалению, машина долго прожила во Флориде. Очень высокая влажность, характерная для этого штата, сделала свое черное дело: по низу дверей расцвели язвы ржавчины. Полы как решето. К тому же Oldsmobile был неслабо бит в корму. Двигатель, которому на тот момент стукнуло 35 лет, дышал на ладан. Подвеска убита. Трансмиссия кое-как держалась. Но в бочке дегтя нашлась ложка меда: очень неплохим остался салон, к тому же на машине стоял новый тент. Привезли машину, конечно же, для того, чтобы отреставрировать. Основной объем работ проделали мастера клуба Streetmachines, который специализируется на «американцах» прошлых лет выпуска и постройке хот-родов. Там предложили не просто восстановить машину, но и добавить ей «мускулов». Заказчик просил максимально сохранить стиль и использовать компоненты, наиболее приближенные к заводским.
Возрождение автомобиля началось в ноябре 2006 года. Несчастному Oldsmobile сделали frame-off: разобрали и сняли кузов с рамы. Ржавчину удалили, зачистили. Раму обработали и покрасили в темно-красный цвет. Восстановили геометрию кузова. Новые полы салона и багажника, а также часть хромированной отделки выписали из Штатов. Перекрасили в оригинальный черный и положили несколько слоев лака. На капот и багажник нанесли широкие полосы с тончайшими окантовками, точь-в-точь как у масл-кара Oldsmobile 4-4-2. Василий настоял, чтобы оригиналу соответствовало не только расположение полосок, но и их ширина, и даже радиусы закругления!
Усиленный арсенал
Техническая начинка перелопачена серьезней, но здесь все в американских традициях. В Streetmachines предложили отправить на покой 350-й V8 и заказать из Штатов другое «пламенное сердце». Да не простое, а с компонентами от знаменитой роддерской фирмы Edelbrock (тюнинг-кит Edelbrock RPM). В клубе составили спецификацию мотора, и из-за океана пришел настоящий монстр. Судите сами: V-образная «восьмерка» объемом 7,5 л (455-й биг-блок) со степенью сжатия 9,5:1, алюминиевыми головками блока цилиндров, распредвалами 1500–6500 об/мин, карбюратором Speed Demon 750. Зажигание Mallory. У нас сварили выхлопную систему с двумя трактами, икс-пайпом и двумя глушителями Flowmaster. Трансмиссия TurboHydramatic 400 Performance Street/Strip с конвертором 2400. Расчетные параметры зверюги около 500 л.с. и 650 Н.м.
В подвеске установлены газонаполненные амортизаторы KYB и пружины Hotchkis. Рычаги усиленные (так называемые boxed arms, коробчатые). Все соединения полиуретановые. Передний стабилизатор поперечной устойчивости толще штатного на четверть дюйма. Заднего не было изначально, теперь у Olds стабилизатор 7/8 дюйма. Вместо барабанов на задней оси дисковые тормоза. Роддеры оснастили автомобиль самоблокирующимся дифференциалом Eaton, оставив «чулок» моста родным. Первоначально было «длинное» передаточное отношение 2,53, для улучшения динамики поставили Richmond 3,73. Пара оказалась «коротковата» – обороты. Сейчас стоит более подходящая Richmond 3,08. В связи с большим количеством работ в Streetmachines по другим масл-карам, дальнейшим обслуживанием нашего героя занялись частные мастера – личности, известные в тесном мире московских американоводов. Уникальный автомобиль, в чем-то поинтереснее самого заводского Oldsmobile 4-4-2!
В будущем кабриолет получит тонкие полосы на бортах, как у 4-4-2 и, возможно, от него же капот с воздухозаборниками. Обновится салон. Будет установлена «фантомная», то есть скрытая, акустическая система, дабы не нарушать изначальную гармонию интерьера сторонними компонентами.
Наверняка многие не понимают, зачем вкладывать немалые средства в далеко не новый автомобиль. Не забывайте, таких «американцев» как раз и любят за то, что они из другой эпохи – когда автомобиль строили на века, в него вкладывали душу, когда машины были настоящими. А если честно, то речь идет о подлинном шедевре, поэтому о деньгах и говорить как-то неудобно. И главное, аппаратов вроде Cutlass Supreme больше не будут выпускать, никогда.