Хобби нефтяника Маринина
Обладатель армейского Willys MB 1942 года выпуска, первого приза и кубка за участие в шоу «Автоэкзотика-Волгоград2008», человек, увлеченный техникой, директор Волгоградской нефтебазы, почетный нефтяник РФ Виктор Маринин – чрезвычайно интересный собеседник.
– Мой сын – страстный поклонник военной автотехники 30–40-х годов, как и я, – рассказывает Виктор Викторович. – Восемь лет назад он прочел в газете объявление: «Продаю Willys 1942 года выпуска. Желательно в надежные руки». Загорелся: «Давай купим!» Созвонились с владельцем, поехали в Ахтубинск. Автомобиль оказался в удручающем состоянии: весь проржавевший от времени, продырявленный пулями, но, что удивительно, на ходу. Хозяину Станиславу Семину было небезразлично, в какие руки попадет машина, для него она была памятью о друге, первом владельце, который проехал на этом Willys от Сталинграда до Берлина.
Разговорившись с Семиным, Маринин узнал, что этот армейский вездеход поступил в СССР по ленд-лизу через Иран и был передан в одно из артиллерийских подразделений, стоявшее под Сталинградом. Легкий, маневренный, он не раз спасал своего хозяина, офицера-артиллериста, от немецких пуль и осколков. Получив сразу после войны назначение на строившийся тогда ракетный полигон Капустин Яр, владелец не расстался с верным другом. После кончины офицера вдова передала Willys Семину. Тот все собирался его отреставрировать, но руки не дошли. Поняв, что перед ним такие же фанаты, как он сам, без колебаний согласился технику продать.
– Наверное, намучились, пока привели автомобиль в божеский вид?
– Не то слово. Когда доставили его в Волгоград, задумались: с чего начать? Разобрали до винтика, сменили все, что прогнило. Двигатель и коробка передач на автомобиле стояли газоновские. Родной мотор случайно обнаружили в Калмыкии – он там чей-то сарай подпирал. Потом нашли и восстановили коробку передач. Нам повезло: попалось пособие по ремонту Willys, изданное в 1947 году нашим военным ведомством. Привлекли к делу слесаря-моториста Геннадия Донцова, мастера на все руки. Потребовались родные шины, спидометр в милях (пока на нем стоит газовский, в километрах), приборные таблички на английском языке, хотим выкрасить джип в первоначальный цвет. На выставке «Автоэкзотика-2008» Willys произвел фурор: получили мы за него первый приз и кубок...
– Куда-нибудь ездили на нем?
– Нет, надо сначала зарегистрировать машину в ГИБДД, поставить номера, брезентовый тент – его сейчас дошивают в одном ателье.
Рандеву с джипом
– А сейчас он где? – любопытствую я.
– Пока в гараже нефтебазы, – обрадовал меня собеседник.
Вот он, легендарный Willys: белая американская звезда на капоте, простенький кузов без привычных дверей, квадратный радиатор, высоко поднятые прямоугольные подкрылки над колесами, тонкий, словно проволочный, руль.
– Хотите прокатиться? – предложил мне Виктор Викторович.
С ветерком мы проехали с километр по территории нефтебазы мимо огромных нефтяных резервуаров.
– Хоть сейчас надевай американскую каску (кстати, у Маринина она есть) и гони в гости к Бушу, – пошутил Геннадий Донцов.
– Тебя гаишники сразу тормознут, не успеешь без номеров и с нефтебазы выехать, – улыбнулся Виктор Викторович.
Маринин за рулем почти 40 лет. Начинал в юности с мотоцикла, потом, остепенившись, пересел на «Москвич-401», потом была «копейка», которую сменил солидный BMW. Сейчас у Маринина Jeep Grand Cherokee да служебный Mercedes – положение обязывает.
В «нефтянку» Маринин попал после окончания школы. На НПЗ начинал слесарем, дошел до главного механика нефтеперегонного завода. Более 20 лет на нем отработал, пока не пригласили во ВНИИ нефтехимического оборудования начальником опытного производства.
– Хотим открыть в Волгограде клуб любителей джипов, – делится планами Виктор Викторович. – Желающих человек десять набралось, в том числе Александр Городецкий, владелец ГАЗ-67 выпуска начала 40-х. Этот автомобиль, можно сказать, собрат моего Willys. Заинтересовался и Константин Пархоменко, у которого ГАЗ67, «Москвич-401», «Волга» М-21 и другие авто.
ГАЗ и Willys – близнецы-братья
– Говорят, ГАЗ-67 скопировали с Willys?
– Да кто его знает... Создавать их наши и американцы начали почти одновременно в конце 30-х годов, когда война уже вовсю полыхала в Европе. И американскому, и советскому военным ведомствам нужен был легкий маневренный вездеход, способный тащить за собой пушку и преодолевать любые преграды. В США за это дело взялись на заводах Willys, Ford и Bantam. «Победил» Willys MA. Потомего доработали, и в 1941-м из заводских ворот вышел Willys MB с 2,2-литровым 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 60 л.с., с зависимой подвеской на рессорах. Развивал он скорость до 105 км/ч, вмещал четверых. Армейскому джипу нипочем были подъемы в гору, грязь и сугробы, небольшие водные преграды. Примерно над таким вездеходом трудились тогда и на Горьковском автозаводе. Как-то наркому Малышеву, куратору автопрома, показали фотографию Willys, взбирающегося по ступеням Белого дома. Вызвал нарком конструктора Грачева: «ГАЗ-67 должен быть именно таким!» ГАЗ-67Б, появившийся в 1943-м, внешне и по ходовым качествам мало чем отличался от Willys. Чтобы не спутать их, наши солдаты стали величать ГАЗ-67 Иваном-Виллисом.