Берегись: контрабанда
КРИМИНАЛ
Когда-то «Белое солнце пустыни», потом боевики разные сформировали наше представление о контрабандисте: небритый негодяй темной ночью перетаскивает через границу наркотики или что-то в этом духе. Каким же неподдельным бывает удивление, когда вдруг узнаешь, что в контрабанде подозревают… тебя самого, законопослушного и честного И.И.Иванова!
Мы ничего не преувеличиваем: таковы реалии сегодняшнего дня. По данным таможенных служб, немалая часть иномарок, что бегают по нашим дорогам, ввезена в страну незаконно. К тому же стать собственником такой «паленой» машины оказывается очень просто…
ЗА НОВУЮ – ОТВЕЧАЮ!
– По нашим оценкам, объем контрабанды среди новых автомобилей не превышает сотых долей процента, – говорит начальник Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК РФ Эльчин Сафаров. – Если машина куплена у официального дилера, на ней можно ездить спокойно: мы все держим под контролем. Я отвечаю за свои слова. Другое дело «импорт» от предпринимателей – физических лиц. Проконтролировать каждого, мы, понятно, не в состоянии.
В последние месяцы в России, по мнению руководителей таможенной службы, контрабанда подержанных иномарок в России стала явлением массовым. Особенно обострилась ситуация с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ. В свое время журнал предупреждал о том, что этот документ открывает возможности для злоупотреблений (ЗР, 2004, № 1). Реальность превзошла все ожидания…
– Чаще всего происходит вот что. В Россию временно ввозится автомобиль, который вскоре… исчезает. Вариантов несколько, – поясняет происходящее Антон, один из ведущих сотрудников Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК РФ (фамилию, по понятным причинам, не называем – ред.). – Например, через милицейские каналы делают липовые справки об угоне автомобиля или другой причине его утраты (сгорел, попал в ДТП и восстановлению не подлежит и т. д.). Главное – вывозить уже нечего. Далее – перебивают номера на кузове и двигателе, а «под них» уже стряпают новые документы. Машину быстро оформляют на одного собственника, затем на другого – в течение месяца она может поменять нескольких владельцев. И все – ищи ветра в поле. Поди установи теперь, откуда она появилась, кто ее ввез в страну. Очень это трудное дело.
Другой вариант: «теряются» «родные» документы, номера делают нечитаемыми и на свет божий появляется липовое заключение экспертизы, что «номера н/у», а бумаги утеряны. Тут же выдаются новые документы взамен «утерянных», а дальше – по схеме № 1.
Есть и другие вариации на ту же тему, а общий итог таков: за несколько месяцев в страну «временно» ввезли немало иномарок, и часть из них тут же «исчезла». Только за первый месяц работы по новому кодексу мы возбудили более 20 уголовных дел о контрабанде автомобилей. Правда, это весьма относительный показатель, поскольку большинство машин из тех, что пересекли границы России, за месяц формально еще не доехали до пунктов назначения и в розыскной лист просто не могли попасть. Может, доедут, а может – нет. Кстати, в новом году у нас появились и контрабандные грузовики, чего не было раньше. Их тоже ввозят «временно» – в качестве средства доставки какого-то товара. А потом часть их тоже исчезает на наших бескрайних просторах…
«ШУМЕЛ СУРОВО БРЯНСКИЙ ЛЕС…»
Основной источник головной боли у таможенников и других правоохранительных органов – братья-белорусы. Граница с союзной республикой открыта, формально никакого таможенного контроля между двумя странами нет. Вот и въезжают они в Россию на своих «фольксвагенах» и «мерседесах» (таможенные пошлины, напомним, у соседей значительно ниже, чем у нас), а потом многие возвращаются домой… на поезде. За белорусами по частоте нарушений таможенного законодательства на «почетном» втором месте граждане Украины, за ними – жители стран Балтии...
– Основная масса «левых» автомобилей, по нашим сведениям, проходит через Брянскую область, где сходятся границы России, Белоруссии и Украины, – дополняет свой рассказ Антон. – Там огромная по протяженности «прозрачная» граница, практически неконтролируемая, обилие второстепенных, в первую очередь лесных дорог, где вряд ли встретишь пограничника или таможенника. Безо всякого труда можно проехать туда-обратно, минуя все посты. Да мало ли у нас таких границ! Поток контрабанды идет именно через них. Нет у нас проблем разве что на Дальнем Востоке: все пункты перехода с Китаем надежно контролируются, так же как и порты, через которые поступают автомобили из Японии.
К слову сказать, самым «криминальным» годом выпуска автомобилей таможенники считают 2000-й. Производители тут ни при чем; просто трех-четырехлетние подержанные иномарки наиболее востребованы на нашем рынке. Естественно, и нарушений тут больше всего.
ВЫДАН ВЗАМЕН УТЕРЯННОГО
Сейчас о другом – главном для тех, кто приобретает иномарки «бэу». Риск «проколоться» на «временной» схеме очень велик. Как считают сотрудники Главного управления по борьбе с контрабандой ГТК РФ, около 90% подержанных иномарок, ввезенных в Россию из-за рубежа в последнее время, «проблемные». Причем проблемы могут быть как «нашими», внутренними (криминальное оформление нерастаможенного автомобиля), так и «внешними». Ни для кого не секрет, что и в Европе существует преступный бизнес, когда автомобиль угоняют… по договоренности с его владельцем. Тот об угоне заявляет спустя несколько дней, после того как машина не только пересекла границу России, но и прошла «процесс оформления» – поставлена на учет, снята и перепродана. Хозяин преспокойно получает страховку – и забывает о своей машине. Другое дело новый собственник… По заведенному порядку, Интерпол передает данные об угнанных автомобилях в российскую базу ГИБДД раз в полгода – и вот тут-то российский владелец «Мерседеса» может неожиданно узнать, что его машина числится в угоне! Попробуй потом докажи, что ты – честный приобретатель…
Есть ли надежный способ, чтобы не нарваться на «паленую» иномарку при покупке? Стопроцентной гарантии нет и быть не может, считает Антон, но, если соблюдать некоторые правила, риск можно значительно сократить. Покупать подержанную машину в салоне официального дилера, где есть определенные гарантии «чистоты» и кому-то потом можно предъявить претензию. Рискнуть можно и в том случае, когда авто доставил родственник или очень хороший знакомый. К наиболее же рискованным относится покупка автомобиля на рынке. Конечно, можно проверить автомобиль по базе данных ГАИ и таможни (как это сделать, мы писали в ЗР, 2003, № 10 – ред.), хотя сведения о нем, как было сказано, могут еще не дойти до наших «органов». Вдвойне надо быть осторожным при покупке дорогой, только что пригнанной из-за границы машины. Лучше бы «побегала» по России полгода…
– Внимательно изучите все документы, – рекомендует в заключение Антон. – Самый «страшный» ПТС – тот, где написано «выдан взамен утерянного». От такого автомобиля надо бежать, как черту от ладана! Самые «криминальные» марки сегодня в первую очередь «немцы» – «Мерседес», «Ауди», «Фольксваген» и «японцы» – «Лексус», «Тойота», «Мицубиси», «Мазда». При их покупке с рук будьте трижды осторожны – шансы попасть на «паленый» автомобиль самые высокие.
«Исчезновение» белорусских машин на просторах России стало настолько частым, что ГТК был вынужден разослать всем таможням специальное разъяснение «О государственной регистрации транспортных средств, временно ввезенных из Белоруссии». Связано оно и с тем, что ГАИ начала «отлов» автомобилей, если у их владельцев нет российских регистрационных документов. Формально их надо получать на таможне, через которую следуют в Россию, но контроля-то на границе нет. Поэтому (цитируем), «чтобы избежать неприятной ситуации с задержанием транспортного средства, при въезде на территорию России водитель должен получить удостоверение ввоза транспортного средства (УВТС) на срок, необходимый для доставки автомобиля до места пребывания или постоянного проживания (не более 6 месяцев)».
Для справки: УВТС можно получить недалеко от границы – в Брянске (Советский таможенный пост, ул. Попова, 1), Смоленске (Заднепровский таможенный пост, ул. Лавочкина, 105), Великих Луках (Запрудный таможенный пост, ул. Запрудная, 1) и Себеже Псковской области (Себежская таможня, ул. Марго, 62а).
Таможенные органы совместно с МВД РФ к концу 2004 года планируют создать единую базу данных автомобилей, зарегистрированных на территории РФ, сообщил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета РФ Леонид Лозбенко. С ее помощью можно будет в режиме реального времени узнать, законно ли ввезен автомобиль на территорию России, не числится ли в розыске и т. д. Сейчас идет согласование для объединения баз данных двух ведомств.
Процесс осложняется тем, что в МВД основная часть информации хранится на бумажных носителях. Предстоит перенести их на электронные, затем создать общую базу и, наконец, вооружить каждого гаишника и таможенника компьютером.