Время прошло
Краснодарскую автомобильную выставку MOBI мы любим и знаем, а потому участвуем в ней каждый год. После утраты сильных позиций ростовской «Автоформулой» и постоянно деградирующего ставропольского «Автомира» крупнейший автофорум на юге России оставался для нас самой интересной экспозиционной площадкой. По крайней мере, после увлекательной и разнообразной прошлогодней выставки мы ждали от MOBI-2008 не меньшего успеха.
Многие участники нам уже знакомы. Например, краснодарская компания USA Auto, занимающаяся ввозом новых автомобилей из Штатов. Годом ранее она представила стенд с новинками 2008 года, среди которых числился тогда еще концептуальный BMW X6. И в этом году теперь уже серийный «икс-шестой» крутится на подиуме перед главным входом в «КраснодарЭКСПО». Но смысла заказывать спортивный кроссовер у серого дилера я не узрел – цены начинаются от 3,5 млн. рублей за версию xDrive 35i, в то время как такой же автомобиль у официалов, пусть и беднее оснащенный, дешевле на миллион!
А главной изюминкой выставки стал универсал Lada Priora. Это российская премьера! Автомобиль получился вполне складным, с удачно вписанными задними фонарями и в целом гармоничной кормой. Багажное отделение не выдающееся (426–-774 л), зато погрузочная высота небольшая: загружать сумки будет удобно. Модель обещают поставить на конвейер к концу года, но у нас она появится не раньше весны. Окончательные цены еще не обнародовали, известно лишь, что универсал будет стоить в районе 315–340 тыс. рублей. А в первые месяцы продаж некоторые дилеры наверняка самостоятельно подкорректируют ценник в сторону увеличения и традиционно скажут: это же эксклюзив!
Еще одна вазовская новинка – растянутый седан Lada Priora Premier, выпускающийся компанией «Супер-Авто». Сзади очень просторно, но все время преследует какое-то чувство кустарщины: материалы дешевые, двери закрываются плохо, подгонка панелей не очень...
Не лучше обстановка в салоне мелкосерийной Lada Kalina Sport 1.4. «Радуют» и консультанты на стенде: стандартная Kalina, оказывается, развивает 60 сил, а вот Sport мощнее на 20 л.с. Но в целом стенд кубанского дистрибьютора АВТОВАЗа был лучшим на выставке и композиционно, и содержательно.
Другая региональная премьера, заинтересовавшая краснодарцев, – Volga Siber. Но отношение к ней было прямо противоположным: одни скромно восхищались, другие пренебрежительно фыркали. Были и третьи, которые не понимали, что это за машина такая. У меня же произошел очередной казус, преследующий на каждой выставке в салонах новых отечественных автомобилей: я обязательно что-нибудь отламываю, нечаянно, конечно. В Siber жертвой стала кнопка продольной электрорегулировки кресла. К счастью, ее удалось приладить на место, однако кресло так и не сдвинулось. Как подобрать удобную посадку посетителям и кто смотрит за тем, чтобы демонстрационные экспонаты работали как швейцарские часы? Кто поддерживает имидж своей продукции? Никто.
В прошлом году была та же беда – экспонаты были представили недостойно. Хаотично расставленные машины, закрытые двери автомобилей (не концептов, а абсолютно серийных!), мусор на стендах, не всегда приветливые консультанты. Конечно, это касается не всех участников, но культура демонстрации продукции так и не появилась.
Дилеры европейских марок постепенно отказываются от региональных автомобильных выставок, и навязать борьбу в экспозалах отечественным маркам могут только «китайцы». Например, Vortex Estina (в девичестве Chery Fora), которую недавно начали собирать на ТагАЗе и даже снабдили новыми эмблемами (правда, на руле остался лейбл Chery). Цена – от 379 900 рублей за неплохо оснащенный автомобиль. Исконные Chery – компактные Kimo и QQ6 – такого ажиотажа, как в прошлом году, не вызвали. Да и в целом, судя по количеству посетителей на стендах китайских производителей, интерес к автомобилям из Поднебесной падает.
А что привлекает на выставке? Автозвук? Никаких демо-каров и в помине не было! Тюнинг? Но представленные в «КраснодарЭКСПО» тюнинговые автомобили не восхищали формой, а содержание для большинства посетителей вторично. Как тут не вспомнить шикарную прошлогоднюю экспозицию краснодарского «Клуба уникальных автомобилей», нынешнего Autobeagle. Но «эксклюзивщики» в этом году не участвовали. А выставленный на открытой площадке белоснежный Rolls-Royce Phantom одной из прокатных фирм Краснодара не мог стать достойной альтернативой: эка невидаль! Лишь автодом Hymer на базе Ford Transit приковывал взгляд. Официальный дилер марки в Краснодаре стал предлагать автодома не только на продажу, но и напрокат. Стоимость – от 4500 рублей в сутки плюс единоразовые 5000 рублей за инструктаж и заправку водой/газом/топливом и залог 30 000. Главное, что управлять таким домом на колесах могут водители категории B со стажем не менее трех лет. Заманчиво!
Заметное оживление наблюдалось в двух зонах – коммерческом секторе (грузовики, тракторы, экскаваторы, краны) и автокомпонентах, но они привлекают в основном специалистов. Обычные же посетители приходят, чтобы увидеть что-то интересное, им нужно шоу. В некое подобие шоу превратилась презентация автоматической мойки Kaеrcher CB 1, но это капля в море.
Раньше MOBI была интереснаименно своим форматом, так называемым Business + Show. В этом году все свелось к банальной демонстрации, не самой зрелищной и не самой наглядной, и тенденция эта будет развиваться. Организаторы говорят, что MOBI стала бизнес-форумом: впредь будет больше грузового транспорта, запчастей, финансовых и страховых продуктов... А главное – этому подвержены все региональные автомобильные выставки, которые и автомобильными теперь трудно назвать. На MOBI-2008 на стенде массажных кроватей и диванов висел слоган, который отражает тренд нынешних региональных автовыставок: «Все дороги ведут в кровать». Время машин на автовыставках прошло, наступает время кроватей, диванов, люстр...